p53: регуляция на уровне мРНК
Накопление p53 в нормальных тканях после обработки ДНК- повреждающими воздействиями коррелирует с уровнями тканевой экспрессии p53 мРНК.
По-видимому, концентрация мРНК p53 в ткани определяет эффективность накопления стабилизированного белка p53. Радиочувствительные ткани селезенки и тимуса экспрессируют во много раз больше мРНК p53, чем радиоустойчивые ткани печени , мозга , мышц ([ Rogel A. et al, 1985 ] и неопубликованные наблюдения Е.А. Комаровой и др.). Кроме того, высокий уровень экспрессии мРНК p53, наблюдаемый в эмбрионах первой половины беременности, значительно снижается во второй ее половине [ Rogel A. et al, 1985 , Schmidt P. et al, 1991 ], что коррелирует с различиями в радиочувствительности ранних и поздних эмбрионов. Учитывая, что эта чувствительность зависит от функции p53, весьма вероятно, что уже именно уровень мРНК p53 и определяет судьбу ткани после облучения.
Следовательно, регуляция p53 на уровне мРНК играет существенную роль в определении его эффектов in vivo. Интересно, что регуляции p53 на уровне мРНК до сих пор не уделялось должного внимания, считая, что основная регуляция осуществляется на посттрансляционном уровне. Поэтому вопрос о механизмах, поддерживающих дифференциальную экспрессию p53 мРНК в тканях, остается открытым.
Различие в уровнях мРНК p53 - не единственный способ регуляции тканевой специфичности эффектов p53, которая может зависеть от любого из участников сигнального пути p53. Используя технологию анализа генной экспрессии с помощью микрочипов, мы сравнили спектр генов, индуцируемых в ответ на облучение, в радиочувствительных (селезенка, тимус) и радиоустойчивых (печень) тканях мышей - p53+/+ и p53-/- [ Komarova E.A. et al, 1998 ].
Многие из идентифицированных p53-индуцибельных генов оказались тканеспецифичными [ Komarova E.A. et al, 1998 ].
Смотрите также: