Амиды жирных кислот с биоактивными аминами
Исследования жирнокислотных аналогов капсаицина (ванилинамида 8-метил-6-ноненовой кислоты - основного действующего начала жгучего вкуса перцев семейства Capsicum ) в опытах на мышах показали, что они обладают антиноцицептивным и противовоспалительным действием [ Janusz, ea 1993 ].
Ванилинамид олеиновой кислоты ( рис. 1 ) был активен при пероральном введении и имел меньшую токсичность по сравнению с другими аналогами. Эти эффекты, возможно, связаны с селективной блокадой чувствительных нейронов под действием ванилинамидов [ Janusz, ea 1993 ].
Биологической активностью обладают также амиды ЖК с биогенными аминами ( рис. 1 ). Амиды пальмитиновой, стеариновой и линолевой кислот с дофамином демонстрировали способность значительно снижать двигательную активность в экспериментах на мышах, а также потенциировать каталепсию у крыс, вызванную галоперидолом [ Безуглов ea 1997 ].
Дофаминамиды и серотонинамиды арахидоновой и эйкозапентаеновой кислот защищают ранние эмбрионы морских ежей от цитотоксического действия антагонистов дофамина и серотонина и, по-видимому, являются агонистами дофаминовых и серотониновых рецепторов [ Безуглов ea 1997 ].
Амиды арахидоновой кислоты с дофамином, гистамином и серотонином ингибируют агрегацию тромбоцитов человека, вызванную адреналином или арахидоновой кислотой. Возможно, что это антиагрегационное действие указанных амидов связано с их воздействием на биохимические процессы в тромбоцитах, инициируемые арахидоновой кислотой [ Безуглов ea 1997 ].
Было отмечено, что амиды олеиновой , линолевой и линоленовой кислот с дофамином являются ингибиторами 5-ЛО из RBL-1-клеток. Линолеоилдофамин проявил наибольшую активность, которая была в #~4 раза больше, чем у специфического ингибитора 5-ЛО - АД-861 [ Tseng, ea 1992 ], а серотонинамид арахидоновой кислоты оказался необратимым ингибитором 15-ЛО соевых бобов [ Безуглов ea 1996 ].
Смотрите также: