Пошумелки (этология)


Пошумелки ( рис. 115 ).

Древние египтяне причислили павиана к священным животным, потому что на заре он поднимается на открытое место и при восходе Солнца воздевает к небу руки, громко ревет и кланяется ( рис. 117a ). Священное животное, подобно человеку поклоняющееся Солнцу... Все логично. Через тысячелетия этология внесла лишь одну поправку: не павиан поклоняется Солнцу подобно человеку, а человек подобно павиану. Ибо кричать на заре общее свойство приматов ( рис. 117b ). Впрочем, не только приматов, но и некоторых других животных, особенно птиц ( рис. 116a , рис. 116b ).

"Ночь с ее опасностями миновала! Слышите?

Я жив! А вы? И крики соседей оглашают округу".

Вот коммуникативное содержание утренних криков. Для нас, жителей севера, гомон леса - это птичий гомон. В тропиках же все перекрывает рев обезьян. Это самые шумные млекопитающие. Лес время от времени оглашается групповыми криками потрясающей силы. Обезьяны приходят в возбуждение, трясутся, подпрыгивают, сотрясают деревья. Цель такого демонстративного поведения (как называют это этологи) показать соседним группам мощь и единство своей группы. После участия в демонстративном шуме каждый член группы чувствует себя увереннее, особенно если его группа перекричала соседние.

От подобных предков нам, людям, досталась не только звуковая коммуникативность (и именно звук, а не жест, например, стал базой для языка), но и многие связанные с ней врожденные программы поведения. Одна их них - потребность в групповых пошумелках.

В ритмичном грохоте, выкрике, топоте и движении боевой группы мужчин любой без труда узнает ее прародительскую основу. Через ритмический шум к воинам по бессознательному каналу приходит ощущение единства и силы, а к их противникам, тоже по бессознательному каналу, смятение и ужас.

Нуждаемся мы и в мирных пошумелках: собрались свои, и все говорят друг с другом громко, оживленно, и неважно о чем. Каждый участник чувствует, что это ему очень нужно, но выразить почему - трудно: пошумели, погудели и разошлись. Это одна из многих доразумных форм общения, речь в ней принимает участие, но не как средство передачи информации, а как средство общения.

Пошумелки на стадионе (с подпрыгиванием, криком, топотом, грохотом, треском трещалок, воем дудок) происходят вообще без речевого общения, в нем и не нуждаются. Здесь важно соревнование в шуме своих и чужих. Возбуждение так велико, а чувство единства становится таким сильным, что болельщики одной команды (друг с другом не знакомые), бывает, всей массой бросаются на болельщиков другой команды. Так случалось в Древнем Риме, так происходило в современном Лондоне, у народов, уважаемых за их разумность и выдержку.

Главное в массовой пошумелке - ритм. Если массе удалось создать единый мощный ритм, масса едина. Мы все умеем это делать инстинктивно: вспомните чудо рождения единого ритма из шума аплодисментов в зале или на митинге. Как бы против закона об энтропии тысячи незнакомых людей, не договариваясь, в течение нескольких десятков секунд синхронизируются. Если согласиться с тем, что ритм - первооснова музыки, то мы должны понимать, что способность создавать ритм и эмоционально на него реагировать передалась нам с генами дочеловеческих предков, что в этом мы едины с приматами . Музыка (в такой ее расширенной трактовке) очень важное доречевое средство общения . Ладони, пятки, голос и подходящие предметы - ее инструменты, которые всегда с нами. Ребенок пробует играть в ладушки раньше, чем пробует говорить ( рис. 118a , рис. 118b , рис. 118c ).

В маленьких детях потребность в пошумелках, попрыгушках очень сильна. Уже в доречевом возрасте они знают, как это делать, и делают точно так же, как все детеныши приматов: топают, кричат, подпрыгивают, стучат предметами. Они сходятся по нескольку человечков и устраивают прекрасно ритмизированную пошумелку.

Смотрите также:

  • Чехарда кумиров
  • РОК РОКА (ПОДРОСТКИ, ЭТОЛОГИЯ)