Государственная система мониторинга туберкулеза
Мониторинг в здравоохранении можно определить как систему оперативного наблюдения за состоянием и изменением здоровья населения, которая представляет собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интервалы ("Концепция создания государственной системы мониторинга здоровья населения России". 1996). Оценка, анализ и прогноз - необходимые элементы системы мониторинга. В этом его отличие от систем автоматизированного учета (автоматизированной истории болезни, централизованного учета больных и проч.), хотя получаемые в ходе мониторинга данные можно использовать также и в информационно-справочных целях.
Основные направления развития системы мониторинга туберкулеза:
- постановка задач, разработка информационной модели:
- разработка и внедрение программного обеспечения:
- техническое оснащение противотуберкулезных учреждений:
- создание системы обучения персонала и сопровождения системы мониторинга;
- обеспечение стабильного финансирования.
Первый этап создания российской системы мониторинга туберкулеза с использованием современных информационных технологий начался в 90-е годы XX в. и был оформлен Приказом Минздрава России N193 от 03 июля 1997 г. "О создании Государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза". На базе организационно-методических кабинетов республиканских, краевых, областных противотуберкулезных диспансеров созданы региональные центры ("кабинеты") эпидемиологического мониторинга туберкулеза. В их функции входят ведение персональных регистров впервые выявленных больных туберкулезом, анализ эффективности диспансерного наблюдения, лечения больных, раннего выявления и профилактики туберкулеза. Эти подразделения оборудованы и укомплектованы штатами врачей, среднего медицинского и инженерно-технического персонала.
С участием профильных НИИ и целого ряда противотуберкулезных учреждений субъектов Российской Федерации разработаны принципы информационной структуры системы мониторинга, основой которой на данном этапе явились электронные регистры персонифицированной информации о пациентах и агрегированных статистических данных.
К персонифицированным регистрам относят
- регистр впервые выявленных больных туберкулезом, предназначенный для анализа заболеваемости туберкулезом в субъекте на основе картотеки извещений о впервые выявленных больных;
- регистр диспансерного слежения за контингентами больных туберкулезом, включающий. в частности, слежение за детьми и подростками, состоящими на учете в диспансерах;
- регистр контроля лечения туберкулеза;
- регистр лекарственно-устойчивого туберкулеза;
- регистр лабораторных исследований.
Регистры агрегированных данных:
- регистр данных на контингенты, состоящие на учете в противотуберкулезном учреждении. Представляет собой обобщенные данные субъекта Российской Федерации, собираемые от районов и городов до субъекта в целом;
- регистр данных по профилактике и раннему выявлению туберкулеза. Осуществляет сбор и обработку данных субъекта Российской Федерации по туберкулинодиагностике, вакцинации и ревакцинации, работе рентгеновской и флюорографической аппаратуры;
- регистр бактериологической службы.
Из электронных персонифицированных и агрегированных регистров формируют всю статистическую отчетность по оказанию противотуберкулезной помощи, лекарственному и ресурсному обеспечению в соответствии с иерархической структурой противотуберкулезной службы.
Целевое выделение средств на мониторинг туберкулеза в проекте Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 гг." (подпрограмма "Туберкулез"), возобновление курации федеральными профильными институтами противотуберкулезных учреждений, работа по реализации международных проектов позволили расширить рамки проблемы мониторинга туберкулеза. Переход к новому этапу развития Государственной системы мониторинга, соответствующему реформированию системы российского здравоохранения, был закреплен Приказом Минздравсоцразвития России от 02 марта 2007 г. N143 "О создании Федерального центра мониторинга противодействия распространению туберкулеза в Российской Федерации".
Центр создан как структурное подразделение на базе Федерального государственного учреждения "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Росздрава" и призван выполнять функции федерального организационно-методического подразделения по мониторингу противодействия распространению туберкулеза на территории Российской Федерации. В пределах своей компетенции Центр взаимодействует с федеральными органами исполнительной и законодательной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными объединениями и ассоциациями, с различными государственными учреждениями, медицинскими и другими организациями независимо от их формы собственности, ведомственной принадлежности, с государственными внебюджетными и международными фондами.
Основная цель деятельности Центра - обеспечить единое информационное пространство в Российской Федерации по проблеме туберкулеза посредством создания и развития Национальной системы мониторинга противодействия распространению туберкулеза.
Целью создания системы мониторинга туберкулеза (как части Национальной системы мониторинга социально значимых заболеваний) является формирование целевого информационного пространства на основе региональной (субъектной) и государственной статистики, призванной обеспечивать единый подход к управлению системой противотуберкулезных мероприятий и принимать своевременные решения по ее совершенствованию. Предусмотрено тесное сотрудничество с федеральными учреждениями и учреждениями субъектов Российской Федерации фтизиопульмонологического профиля по внедрению и сопровождению системы.
Основные направления модернизируемой системы мониторинга противодействия распространению туберкулеза:
- мониторинг мероприятий по предотвращению распространения туберкулеза, оказанию медицинской и социальной помощи при туберкулезе, включая оценку качества оказания медицинской помощи;
- эпидемиологический мониторинг,
- мониторинг ресурсного обеспечения противотуберкулезной службы, включая финансово-экономический мониторинг.
- мониторинг лекарственного обеспечения;
- мониторинг лабораторной диагностики при выявлении и лечении туберкулеза в учреждениях общей лечебной сети и противотуберкулезной службы;
- мониторинг эффективности федеральной целевой программы, целевых программ субъектов Российской Федерации, целевых муниципальных и международных программ, способных противодействовать распространению туберкулеза в Российской Федерации.
Первоочередные задачи Центра мониторинга противодействия распространению туберкулеза:
- разработка, внедрение и сопровождение информационной программной системы:
- создание, внедрение и эксплуатация программной системы на федеральном уровне, уровне субъекта федерации, окружном, муниципальном и учрежденческом уровнях;
- организация движения информации между различными уровнями системы; - организация экспорта данных и межведомственного обмена данными;
- контроль функционирования системы на всех уровнях;
- разработка пакета инструктивно-методических документов, регламентирующих деятельность системы;
- организационно-методическая, консультативная работа и обучение мониторингу туберкулеза специалистов различных уровней: техническое, организационно-методическое и научное взаимодействие с федеральными учреждениями и учреждениями субъектов Российской Федерации фтизиопульмонологического профиля по внедрению и сопровождению системы, обучение специалистов, участвующих в противотуберкулёзных мероприятиях, работе с системой;
- научно-исследовательская деятельность - проведение исследований по изучению эффективности оказания медицинской помощи, по воздействию на распространение туберкулеза демографических, экологических, экономических и социальных факторов, разработка предложений для коррекции существующих государственных статистических учетных и отчетных форм, содержащих сведения по туберкулезу.
Смотрите также: