Международные программы борьбы с туберкулезом: 1991-2000 гг.


В конце XX в. увеличение заболеваемости туберкулезом во многих странах вызвало озабоченность мирового сообщества. В 1991 г. Всемирная ассамблея здравоохранения объявила туберкулез одним из самых опасных заболеваний. По подсчетам ВОЗ, Россия является одной из 22 стран с наибольшим числом больных туберкулёзом, суммарный вклад которых в мировую расчетную заболеваемость составляет 80%. В связи с этим ряд международных правительственных и неправительственных организаций начал в России работу по содействию в оказании помощи по борьбе с туберкулезом.

В 1994-1995годах впервые началась реализация международных пилотных проектов по борьбе с туберкулезом в Томской (проект "Мерлин") и Ивановской областях (проект ВОЗ), Республики Марий-Эл (проект ВОЗ) среди гражданского населения, а в Кемеровской Области - на базе учреждений уголовно-исполнительной системы (проект "Врачи без границ") при поддержке Минздрава и Минюста России. В 1998 г. в Москве был открыт офис Специального представителя генерального директора ВОЗ в России для оказания содействия Российской Федерации в решении вопросов здравоохранения.

Программа ВОЗ по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации "DOTS" начала свою деятельность в 1999 г. На региональном уровне было организовано несколько пилотных проектов по борьбе с туберкулезом по модели ВОЗ в субъектах Российской Федерации: Ивановской, Владимирской, Орловской, Калининградской областях, Республике Чувашия. Программы должны были показать преимущества стратегии ВОЗ по выявлению и лечению больных. Цель этой Стратегии - обеспечение проведения стандартного курса химиотерапии всем впервые выявленным заразным больным туберкулезом. Задача - выявление 70% имеющихся заразных больных туберкулезом легких и излечение 85% впервые выявленных заразных больных.

Для обеспечения успеха стратегии ВОЗ необходимо придерживаться пяти условий:

- правительство должно поддерживать национальные программы по борьбе с туберкулезом;

- выявлять больных туберкулезом по обращению с помощью прямой бактериоскопии;

- проводить больным туберкулезом стандартизированную краткосрочную химиотерапию под непосредственным наблюдением;

- регулярно и бесперебойно снабжать лечебные учреждения противотуберкулезными препаратами;

- внедрять стандартизированную систему учета и отчетности о выявлении случаев туберкулеза и исходов лечения, проводить мониторинг программы.

Опыт показал, что стратегия была достаточно эффективной в странах с высокой заболеваемостью и низким уровнем медицинского обслуживания населения. Совершенно очевидно то, что это минимально возможный перечень условий, предваряющий мероприятия по контролю над туберкулЕзом. В связи с этим стратегия ВОЗ априори не могла быть одинаково эффективной в различных социально-экономических и эпидемических условиях. Вместе с тем безусловным плюсом внедрения данной стратегии в России являлись дополнительное финансирование и методическое сопровождение учета и отчетности, мероприятий по лабораторной диагностике туберкулеза в условиях тотального дефицита средств в конце 1990-х годов прошлого века, координация работы более 30 международных организаций, повышение внимания к социальным службам и к ВИЧ-инфекции.

Помимо ВОЗ в Российской Федерации работает ряд международных и неправительственных организаций. Одни из них являются "финансовыми донорами", другие - непосредственными исполнителями программ, оказывающими содействие посредством экспертной и организационной помощи.

Американская правительственная организация "Центры по контролю за заболеваниями" (CDC&P - Centers for Diseases Control and Prevention) финансирует и поддерживает проекты ВОЗ, привлекает экспертов для наблюдения, координации и технической поддержки. Собственных проектов по туберкулезу в России эта организация не ведет.

Смотрите также:

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАМЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ В РОССИИ