Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ


Основой формирования государственной политики в области противотуберкулезной помощи населению России является Конституция Российской Федерации, в которой закреплено право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Статья 41 гласит:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Исходя из Конституции Российской Федерации приняты "Основы законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации", которые регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. ("Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (22 июля 1993 г. N5487-1; в ред. Федеральных законов от 02 марта 1998г. N30-ФЗ от 20 декабря 1999г. N214-ФЗ от 02 декабря 2000 г. N139-ФЗ, от 10 января 2003 г. N15-ФЗ от 27 февраля 2003 г. * 29-ФЗ. от 30 июня 2003 г. * 86-ФЗ. от 29 июня 2004 г. N58-ФЗ от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ (ред. 29 декабря 2004 г.) от 01 декабря 2004 г. N151-ФЗ от 07 марта 2005 г. N15-ФЗ с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N2288). В "Основах.." охрана здоровья определена как неотъемлемое условие жизни общества и подтверждена ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации. Данный документ устанавливает правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

Для успешного противодействия распространению туберкулеза и организации многокомпонентной противотуберкулезной работы очень важна ст. 1 Основ, где охрана здоровья граждан определена как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера. Это определение служит основанием для разработки комплексных программ противотуберкулезной работы и вовлечения в борьбу с туберкулезом органов исполнительной власти всех уровней, учреждений государственного, муниципального и частного здравоохранения, общественных организаций.

Основополагающими для государственной политики в области противотуберкулезной работы являются закрепленные в ст. 2 Основ приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан, доступность медико-социальной помощи, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В Основах также определены полномочия федеральных органов государственной власти (ст. 5). органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 6) и органов местного самоуправления (ст. 8) в отношении установления основ государственной политики, принятия, изменений и соблюдения законодательства в области охраны здоровья граждан, разработки и реализации программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан.

В частности, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 6) отнесено формирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской помощи в противотуберкулезных медицинских организациях (за исключением федеральных), в том числе обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами, а также установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.

В ст. 17 раскрыто право граждан Российской Федерации на охрану здоровья, обеспечиваемое охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, а также предоставлением доступной медико-социальной помощи. Особо оговорено, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность. В то же время при опасных для окружающих заболеваниях, к числу которых, бесспорно, относится туберкулез, могут быть ограничены некоторые права граждан.

В ст. 34 говорится, что оказание медицинской помощи без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих на основаниях и в порядке, установленных законодательством. Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимает врач (консилиум), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей - суд. Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.

Угроза распространения инфекционных заболеваний является основанием для передачи сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, без согласия гражданина или его законного представителя (ст. 61).

Смотрите также:

  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ