Права граждан на получение медицинской помощи
Права граждан на получение различных видов медицинской помощи оговорены в нескольких статьях Основ (ст. 38 - первичная медико- санитарная помощь, ст. 40 - специализированная медицинская помощь, ст. 41 - медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, ст. 42 - медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих). При этом определены учреждения, обеспечивающие данный вид помощи, и указаны обязанности по ее финансовому обеспечению. Следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 40, 41 и 42 виды и стандарты медицинской помощи устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, а меры социальной поддержки - органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в противотуберкулезных диспансерах и других специализированных медицинских организациях (за исключением федеральных) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Перечень социально значимых заболеваний определен постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N715.
Порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения, а также лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и проведения биомедицинских исследований оговорен в ст. 43. В соответствии с Основами не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациента только после получения его добровольного письменного согласия. Порядок применения этих средств, в том числе используемых за рубежом, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Проведение биомедицинского исследования допускают в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Оно должно основываться на предварительно проведенном лабораторном эксперименте. Любое биомедицинское исследование с привлечением человека в качестве объекта может проводиться только после получения письменного согласия гражданина, который не может быть принужден к этому и должен получить информацию о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования. Гражданин имеет право отказаться от участия в исследовании в любой стадии.
Федеральный закон N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии Населения" регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. (Принят Государственной Думой 12 марта 1999 г.. одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 г., подписан Президентом России 30 марта 1999 г. по месту выявления, государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими государственный санитарно- эпидемиологический надзор).
Данный акт составляет нормативно-правовую основу противотуберкулезных мероприятий с позиций обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения страны. Основополагающее значение имеет определение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий как комплекса организационных, административных, инженерно-технических, медико-санитарных, ветеринарных и иных мер (ст. 1).
В документе (ст. 2) раскрыты основные пути обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, среди которых с позиций противотуберкулезной работы наиболее важны:
- профилактика заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
- контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- меры по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
- меры по привлечению к ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ст. 10 определяет, что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При этом граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства (ст. 8 и 9). Санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения его санитарно-эпидемиологического благополучия (ст. 29).
В законе предусмотрено (ст. 33), что больные инфекционными заболеваниями, лица, контактировавшие с ними, либо лица с подозрением на такие заболевания, а также носители возбудителей инфекционных болезней подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все случаи инфекционных заболеваний подлежат регистрации организациями здравоохранения.
Сформулированы общие требования к обязательным медицинским осмотрам (ст. 34), которые проводятся, чтобы предупредить возникновение и распространение инфекционных заболеваний. Указано, что работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей должны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 55).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства. подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 57).
Смотрите также: