Вопросы культуры в педиатрии
Учитывая различия мировых культур и разтичия в пределах одной культуры, предполагается, что педиатр должен разбираться во всех особенностях культуры тех людей, с которыми он cталкивается в клинической практике. Врач должен понимаать ряд аспектов, посредством которых культура влияет на качество педиатрической помощи и здоровье детей. Культура влияет на каждый аспект развития ребенка и отражается в его понимании и навыках, связанных с укреплением здоровья. Вместе с тем сложный аспект взаимоотношения культуры и национальности со здоровьем имеет много нерешенных вопросов.
Одна из важнейших причин взаимосвязи культуры и национальности с педиатрией заключается в том, что этот раздел медицины имеет возможность навсегда изменить отношение человека к здравоохранению. Помимо укрепления здоровья отдельного пациента педиатрия влияет на состояние здоровья популяции. Дети нередко находятся на переднем крае социальных и культурных изменений, связанных со здоровьем и благополучием (примером может служить кампания по борьбе с курением или обязательному использованию автомобильных ремней безопасности).
Дети не являются пассивными приемниками культуры - они формируют и изменяют ее. Культура испытывает влияние всех членов группы, а потому подвергается постоянным изменениям. Понятие "национальность" определяют людей, принадлежащих к той или иной культуре и имеющих общее происхождение. Членство в такой группе может быть осмысленным либо случайным. Термины "культура", "национальности" и "раса" не следует использовать в качестве синонимов; кроме того, нельзя путать культуру и национальность с религией или социально-экономическим классом. Кроме того, если культура и национальность определяются лишь по фенотипическим признакам (например, цвет кожи), то такие группы и вовсе не отражают единства культуры и национальности, но зачастую воспринимаются обществом как показатель определенного социально- экономического статуса.
Знание культуры, культурная "компетентность", включает сведения и умения, необходимые для преодоления культурных границ; это понятие является более широким по сравнению с восприимчивостью или осведомленностью. Знание культуры особенно необходимо при общении с пациентами, которые, например, носят национальую одежду или говорят на ином языке. В подобных условиях очень легко столкнуться с трудностями, даже если культура не оказывает явного воздействия на здоровье. С другой стороны, взаимопонимания не всегда удается достичь даже при условии принадлежности врача и пациента к одной культурной среде. Таким образом, сходство убеждений не позволяет предопределить успешный исход лечения. Детям врачей более доступна педиатрическая помощь, а в случае госпитализации их гораздо чаще посещает педиатр, однако в целом адекватная педиатрическая помощь им оказываете* позже. Доказано, что педиатры менее подробно обсуждают проблемы лечения и поведения больных детей с родителями-врачами, чем с обычными пациентами
Новый раздел педиатрии - эволюционная медицина, или этнопедиапгрия, - изучает различия в лечении детей из отдельных культур и пытается понять этот феномен с точки зрения эволюции человека. В канестве примера можно использовать такое распространенное состояние в педиатрии, как нарушение сна. Совместный сон родителей и детей грудного возраста наблюдался на протяжении всей истории человечества независимо от культуры; в настоящее время совместный сон встречается гораздо чаще, чем предполагалось ранее. В последние годы мнение специалистов по этому вопросу стало менее строгим, тогда как прежние руководства обращали особое внимание на необходимость раздельного сна детей грудного или младшего возраста и родителей (иногда - в отдельных комнатах). Таким образом, некоторые нарушения сна могут быть связаны с особенностями ухода за ребенком, которые противоречат биологическим потребностям и способностям детского организма.
Другая новая область культуры связана с обнаружением того факта, что дети не являются пассивными приемниками культуры - они формируют и изменяют свою социальную и культурную окружающую среду. Ранее педиатры всегда рассматривали ребенка как главного источника информации; в настоящее время при принятии решений врачи обращаются к общественным наукам, которые более точно отражают детскую точку зрения. Этот факт подтверждают некоторые положения Конвенции ООН по правам ребенка
Смотрите также: