Обоснование необходимости прикорма и основные цели прикорма


Во 2-м полугодии жизни сохраняются высокие темпы роста ребенка, к 4-5 мес происходит удвоение массы, дети начинают активно двигаться, и им требуется большее количество энергии и пищевых веществ. На протяжении лактации в женском молоке снижается содержание белка (к 6 мес до 7-8 г/л), незаменимых амино-, жирных кислот и других компонентов. Количество железа, цинка, меди, кальция, фосфора, магния и большинства витаминов, поступающее с женским молоком, с 5-6 мес становится недостаточным, эндогенные запасы пищевых веществ у ребенка ограничены, поэтому может возникнуть дефицит этих элементов, особенно железа.

Основные цели прикорма:

1. Дополнительное введение в организм ребенка пищевых веществ, отличных от тех, что присутствуют в грудном молоке (или в его заменителях), и энергии для обеспечения возрастающих потребностей ребенка. К ним относятся растительные белки и жиры, различные группы углеводов, в том числе полисахариды, минералы, микроэлементы, витамины, пищевые волокна, балластные вещества и др.

2. Освоение ребенком навыков потребления густой, а затем и плотной пищи, освоение навыков кусания, жевания, а в дальнейшем - навыков самостоятельной еды.

3. Обеспечение дальнейшего развития и тренировки пищеварительной системы, зубочелюстного и жевательного аппарата, моторной функции кишечника.

4. Формирование вкусовых ощущений и привычек, а также навыков здорового питания за счет использования разнообразных и полезных видов продуктов с новыми вкусами и ароматами.

5. Приучение ребенка к новым видам пищи для постепенного отлучения от груди матери (или кормлений ЗЖМ) и перехода на семейное питание, что в дальнейшем способствует социализации ребенка.

Обоснование сроков введения прикорма. Сроки введения прикорма определяются созреванием и функциональной активностью пищеварительной, мочевыделительной, иммунной и нервной систем.

Большинство педиатров варьируют сроки введения прикорма от 4 до 6 мес жизни ребенка, а фактические сроки определяют индивидуально для каждого малыша совместно с врачом-педиатром, наблюдающим ребенка, и его матерью. При этом следует учитывать не столько календарный возраст, сколько степень биологической зрелости ребенка, его готовность к восприятию и усвоению более сложной пищи. Введение прикорма позже 6-7 мес также неблагоприятно сказывается на развитии ребенка, так как происходит задержка формирования навыков потребления пищи более густой и плотной консистенции и отказ от пережевывания и глотания плотной пищи на длительный срок и др.

Во 2-м полугодии жизни формируются навыки жевания и кусания с достаточно быстрыми изменениями в промежутке между 6-м и 10-м месяцами. Следует помнить, что своевременное формирование навыка жевания - один из компонентов правильного развития аппарата речи.

Смотрите также:

  • ПРИКОРМ ДЛЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ