Родители и дети - участники клинического обследования
Зачастую складывается такая ситуация, когда родители решают, следует ли сообщать педиатру о том или ином клиническом симптоме у ребенка. Кроме того, интерпретация симптомов ребенком напрямую зависит от стадии его развития; это обстоятельство также влияет на способ нередачи информации врачу. Как родители, так и ребенок должны быть уверены, что врача искренне интересуют их тревоги и что общение с врачом обязательно принесет им помощь. Такой процесс важен при визите здорового и больного ребенка. К примеру, при визите здорового ребенка родители или ребенок могут описать особый характер поведения или отдельный симптом. Педиатр проявляет заботу, внимательно выслушивая рассказчика и задавая пояснительные вопросы; последние дают понять, что врач правильно понял особое поведение или симптом. Подобные вопросы дают возможность родителям или ребенку проанализировать собственную интерпретацию поведения или симптома, понять эмоциональную окраску и сравнить собственное мнение с решением врача. К примеру, родители сообщили врачу о том, что их 9-месячный ребенок кричит, когда его кладут в кровать, и с трудом засыпает. У врача появляется возможность оценить интерпретацию такого поведения со стороны родителей, обсудить выполняемыми ими мероприятия и рассказать о различиях характера сна у детей. Основываясь на процессе обсуждения проблемы и уточнении значения такого поведения, врач предлагает способы разрешения сложившейся ситуации.
Аналогичный характер взаимодействия и обучения родителей наблюдается при посещении больного ребенка. К примеру, родителей могут тревожить проявления у ребенка со стороны верхних дыхательных путей. В ответ врач должен рассказать о важности дыхания носом у ребенка грудного возраста, о связи таких симптомов и заложенности носа, а также об отсутствии признаков тяжелого поражения легких (например, тахипноэ ). Такая беседа помогает родителям лучше интерпретировать клинические проявления при повторной инфекции верхних дыхательных путей в будущем. Аналогичным образом педиатры объясняют причинно-следственную связи между инфекцией и симптомами детям старшего возраста. Такой опыт повышает убежденность детей и родителей в своей важной роли участника клинического обследования.
Многочисленные исследования подтвердили способность родителей достоверно оценивать клинические данные, а также возможность детей, при условии их грамотного обучения с учетом возраста, приобретать знания о заболеваниях.
Смотрите также: