Неотложная детская медицинская помощь: общие сведения


Большинство детей, которым требуется неотложная медицинская помощь (НМП) , приводят во врачебные кабинеты, клиники и местные отделения неотложной помощи, но не в специализированные детские отделения неотложной помощи. Необходимо, чтобы неотложная помощь детям могла быть доступна в каждом районе. Службы НМП для детей оказывают ряд медицинских услуг, включая профилактику, догоспитальное лечение и транспорт, экстренную помощь и стационарное лечение, а также необходимое последующее наблюдение, включая реабилитацию ( рис. 116.1 ).

Роль врача, оказывающего первую помощь. Роль врача, оказывающего первую помощь (провайдер), или участкового врача, важна и многогранна. В его задачу как методиста входит в первую очередь предупреждение. Он дает родителям и ребенку предварительные сведения о том, на что нужно обратить внимание и как себя вести, чтобы избежать острых осложнений, таких как травма или астматический приступ, и что нужно делать в случае, если они произойдут. Провайдер выступает как распорядитель, направляя семьи в соответствующие отделения неотложной помощи. Часто ему самому приходится оказывать первую неотложную помощь, поэтому он должен иметь необходимую подготовку в плане образования, оборудования и тактики поведения с детьми и родителями. Поскольку большинство детей проходят лечение не в детских больницах НМП, а в общих больницах или центрах неотложной помощи, педиатры должны выступать в роли консультантов, помогая спланировать лечение, чтобы оказать детям высококвалифицированную помощь.

Только в 10% случаев вызовов "скорой помощи" больными являются дети. Врачи НМП могут не иметь достаточного образования и опыта в лечении детей; они могут не владеть методом лечения, или он может быть устаревшим. Педиатры выступают в роли адвокатов и должны ратовать за внедрение детской неотложной помощи в существующие местные системы НМП.

Подготовка врачебного кабинета. Участковый врач, оказывающий первую помощь, обязан давать семьям рекомендации относительно предупреждения травмы, быстрого распознавания и лечения болезни, а также о неотложной помощи. Это могут быть письменные материалы и соответствующие возрасту ребенка консультации. Родителей или других взрослых, ухаживающих за слабым ребенком, следует обучить методам сердечно-легочной реанимации (СЛР) , а дети должны уметь вызывать "скорую помощь" по телефону. Помимо обучения семьи профилактике несчастного случая и первой медицинской помощи при нем, врач должен при необходимости уметь оказать эту помощь.

Хотя непосредственно в кабинете врача относительно редко оказывают медицинскую помощь в полном объеме, тем не менее большинству врачей приходится принимать детей, нуждающихся в немедленном вмешательстве или длительной госпитализации. Участковый врач и его персонал могут оказаться недостаточно оснащенными для лечения больного при угрозе шока, нарушении дыхания или во время приступа в кабинете врача, при ухудшении состояния больного ребенка, пока он ожидает в приемной. Готовность к оказанию экстренной помощи в кабинете врача требует постоянного повышения квалификации персонала и овладения методами оказания неотложной помощи, ему должно быть доступно соответствующее реанимационное оборудование, ему следует знать местные службы НМП и их способы транспортировки больного, нужен рабочий контакт с отделениями неотложной помощи, чтобы убедиться, что ребенок получает квалифицированное лечение.

Обучение и постоянное повышение квалификации персонала. Персонал медицинского кабинета может понять, что ребенку требуется неотложная помощь во время обращения по телефону, в приемной врача или в кабинете. Весь персонал, включая работника регистратуры, должен уметь распознать ребенка с нарушенной психикой, в состоянии шока или с затрудненным дыханием и сразу принять план действий для быстрого оказания помощи.

Разумно ожидать, что весь персонал, включая работников регистратуры и медицинских сестер, обучен методам СЛР детей и взрослых и оказания первой помощи и должен ежегодно обновлять сертификат о квалификации. Кроме того, врачи и медицинские сестры должны владеть методическим подходом к реанимации при травме. Основные знания можно получить на лицензированных курсах детской реанимации, предлагаемых национальными медицинскими и сестринскими ассоциациями. Для поддержания знаний и умения необходима частая повторная сертификация. Такие учебные программы предлагают курсы повышения квалификации по детской реанимации при Американском кардиологическом обществе и ААП, Американский колледж врачей скорой помощи, педиатрические курсы медицинских сестер скорой помощи, программа неонатальной реанимации, а также учебник для самообразования медсестер детской скорой помощи, спонсируемый Ассоциацией медицинских сестер скорой помощи.

Тактика и процедуры. Необходимо вести унифицированный протокол телефонных звонков для выделения тяжело больных или получивших травму детей, особенно если звонки в течение несколько часов принимал не врачебный персонал. Если состояние ребенка неясно и возможна необходимость догоспитальной помощи, его всегда лучше перевозить в машине "скорой помощи" под присмотром обученного персонала, а не в частной машине. Это поможет избежать серьезных осложнений, которые могут возникать, если полагаться на неумелых и расстроенных родителей, не способных оказать даже основное реанимационное пособие при перевозке больного ребенка в центр неотложной помощи. В офисе должно быть доступное для всего персонала отпечатанное руководство по необходимым мерам при таких состояниях, как астматический приступ, обструкция верхних дыхательных путей, судороги, отравление, травма головы или другие травмы, анафилактический шок, остановка сердечной деятельности и дыхания.

Реанимационное оборудование. Доступность оборудования составляет важную часть неотложной помощи. Каждое лечебное учреждение должно иметь самое необходимое реанимационное оборудование и медикаменты, упакованные в машине детской реанимации или в сумке ( табл. 116.1 ). Этот набор следует регулярно проверять и хранить в доступном и известном всему персоналу месте. Просроченные медикаменты, ларингоскоп без источника света или пустые кислородные подушки могут привести к катастрофе в момент реанимации. Этого легко избежать, если снаряжение проверять по вложенному списку. Ответственный персонал должен регулярно проходить квалификационные курсы по оборудованию, что можно делать по постоянному графику, в котором участвует весь штат, и уметь применять полученные знания на практике. Чтобы избежать критических врачебных ошибок во время реанимации, необходимо иметь педиатрический набор, включающий пластырь, наклейки или специальные реанимационные полоски с точно установленной дозой лекарства и оборудование, соответствующее возрасту, массе тела или росту ребенка.

Функция каждого члена коллектива должна быть определена заранее, чтобы облегчить и ускорить оказание неотложной помощи, когда ребенок в ней остро нуждается. Организация "запрограммированной команды" в медицинском учреждении гарантирует, что необходимые инструменты будут поданы сразу по требованию врача, что будет сдалана соответствующая подробная медицинская запись всех процедур, а ребенку станет легче, и что вызов "скорой помощи" или транспортной бригады будет удовлетворен вовремя.

Смотрите также:

  • СЛУЖБЫ ДЕТСКОЙ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ