Факторы риска детского травматизма


К основным факторам риска детского травматизма относятся возраст, пол, раса, социально-экономические условия и окружающая среда.

Возраст. Дети, только научившиеся ходить, составляют группу наивысшего риска ожога, утопления и падений. Поскольку они стали подвижней, проявляют исследовательский интерес к окружающей среде, возникает угроза отравления.

Дети младшего школьного возраста подвержены наивысшему пешеходному риску, травмам, связанным с велосипедом и поездками в автомобиле (наиболее серьезные травмы), ожогам и опасности утонуть. В подростковом возрасте повышается риск, связанный с поездкой в автомобиле, сохраняется риск получить ожог или утонуть и появляется новая опасность намеренного травматизма. К дополнительному риску относится возможность трудового травматизма, особенно у 14-16-летних детей.

В каждом возрасте возникает опасность травматизма, когда ребенок или подросток получает новое задание или попадает в ситуации, с которыми он еще не умеет справляться. Например, научившиеся ходить дети не знают, что лекарства могут оказаться ядом или что не все садовые растения съедобны, они не понимают, какую опасность представляет бассейн или открытое окно на 2-м этаже. Родители по небрежности могут упустить из виду несоответствие между умением ребенка и порученным ему делом. Принуждая маленького ребенка идти быстрее, чем он может, сопровождающий значительно увеличивает опасность его травмы. Многие родители хотят, чтобы младшие школьники ходили самостоятельно в школу, на детскую площадку или в местную кондитерскую, хотя большинство детей к этому еще не готовы. Аналогично недостаток умения и опыта в выполнении многих заданий повышает риск травматизма у подростков, особенно это относится к поездке в автомобиле. Высокая частота автомобильных аварий вызвана как неопытностью подростков, так, по-видимому, и недостаточным их развитием и зрелостью. Нередко играют роль алкоголь и разные препараты.

Тяжесть травм и опасность длительной потери активности зависят и от возраста. Так, у младших школьников еще недостаточно развит таз. При автомобильной аварии ремень безопасности, не закрепленный у таза, поднимается к животу, повышая риск травмы брюшной области. Кроме того, большинство детей едут на заднем сидении, у которого раньше ремни закреплялись только на коленях, а наплечных ремней не было. Для детей 4-8 лет следует использовать дополнительные сиденья. Дети до 2-летнего возраста гораздо хуже восстанавливаются после закрытых травм головы, чем более старшие дети или подростки.

Пол. В возрасте от 1-2 и вплоть до 7 лет мальчики больше подвержены травмам, чем девочки. По-видимому, это не является следствием различий в развитии, координации или физической силе. Скорее, мальчики чаще получают травмы определенного типа. Хотя мальчики любого возраста чаще рискуют получить травму при катании на велосипеде, но овладение велосипедным спортом снижает этот риск. Повышенный риск объясняется тем, что мальчики чаще и дольше катаются на велосипеде, чем девочки. С другой стороны, повышенный уровень пешеходных травм вызван не тем, что мальчики больше ходят, а, скорее, разным поведением мальчиков и девочек на улице. Более высокий риск травматизма у мальчиков из-за особенностей их поведения вкупе с более частым потреблением алкоголя может привести к непропорционально высокому уровню автомобильных аварий среди подростков.

Раса. Количество травм у афроамериканцев намного превышает таковое у белых, а у азиатских детей уровень травматизма ниже, чем у белых; испанцы занимают промежуточное положение между белыми и афроамериканцами. Черные американцы отличаются самой высокой смертностью от непреднамеренных травм, что особенно выражено в отношении определенных травм. Число убийств среди черных подростков в возрасте 15-19 лет в 1999 г. составляло 63,8 на 1000, а среди белых - 8,84 на 1000. Уровень самоубийств среди черной молодежи в 2 раза выше, чем среди белой, и в 4 раза выше, чем у азиатских подростков. Число смертей от пожара и ожога среди черных дошкольников более чем в 3 раза превышает таковое у белых: 5,4 и 1,5 на 100000 детей соответственно.

Такое различие объясняется в первую очередь бедностью и низким уровнем образования родителей, а также опасным окружением, а не цветом кожи. У белых и черных, находящихся на одном социально-экономическом уровне, количество самоубийств одинаково. Поэтому важно понять, что расовые различия в уровне травматизма не следует приписывать разному цвету кожи.

Социально-экономическое положение. Бедность - один из важнейших факторов риска детского травматизма. Дети из бедных семей в 3-4 раза чаще погибают при пожарах, от автомобильных аварий и при купании. Частота смертей как среди черных, так и белых находится в обратной зависимости от уровня дохода: чем выше доход, тем ниже уровень смертности. У черных американцев особенно высокий уровень. Другие факторы, такие как родители-одиночки, матери-подростки, меняющиеся кормильцы, стрессовая ситуация в семье и многочисленные братья и сестры, скорее являются функцией бедности, а не независимыми факторами риска.

Окружающая среда. Бедность повышает риск детского травматизма, по крайней мере частично, из-за ее влияния на окружающую среду. Бедные дети подвергаются большей опасности в той среде, в которой они живут. Бедные дети живут в бедных домах, которые могут разрушиться и, скорее всего, не снабжены дымовыми детекторами. Их соседи могут быть склонны к насилию, в результате чего они чаще становятся жертвой оскорблений, чем дети и подростки, проживающие в районах среднего класса. Внимание к окружающей среде имеет еще и то значение, что ее можно улучшить путем вмешательства в отличие от таких относительно постоянных факторов риска, как динамика семьи, бедность и раса.

Смотрите также:

  • КОНТРОЛИРОВАНИЕ ТРАВМАТИЗМА У ДЕТЕЙ