Аутизм: клинические проявления


К ранним диагностически значимым симптомам аутизма относятся нарушение зрительного контакта , маловыраженность символической игры , отсутствие внимания в общении и отсутствие реакции на свое имя , ориентация на невербальную коммуникацию в сочетании с задержкой речевого развития (использования слов для общения) . Характерны стереотипные движения тела , резкое ограничение (сужение) круга интересов и выраженное однообразие (постоянство, неизменность заведенного порядка) . Такие дети часто замкнуты и склонны играть в одиночестве . Преобладает ритуальное поведение , отражающее потребность ребенка сохранять постоянство, неизменность и предсказуемость окружающего мира. Нарушение постоянного (рутинного) порядка вещей может сопровождаться вспышками гнева .

Зрительный контакт в типичных случаях минимален или отсутствует. Тенденция к визуальному исследованию движений рук и пальцев , потребность брать предметы в рот, пробовать их на вкус , потребность потирать поверхность предметов может указывать на повышение чувствительности к некоторым стимулам; снижение реакции на боль , отсутствие старт-рефлекса на внезапные громкие звуки отражают уменьшение чувствительности к другим стимулам. Если речь формируется, то могут преобладать эхолалия , отсутствие (или замена) местоимений , бессмысленное рифмование и другие идиосинкратические речевые формы . Помощь в ранней диагностике аутизма у детей из группы риска оказывает применение специального опросника как скринингового инструмента. Исследования, анализирующие домашнюю видеозапись праздника по поводу первого дня рождения ребенка (в возрасте одного года), показали, что в этом возрасте можно надежно идентифицировать детей из группы риска по развитию аутизма. Эти дети не вступают в эмоциональный контакт со своими близкими, не проявляют интереса к общению и не удерживают внимание в момент общения.

Традиционное психологическое исследование уровня интеллекта обычно выявляет функциональную задержку развития , однако дефицит социализации и речевых навыков затрудняет точную оценку интеллектуального потенциала у детей с аутизмом. Некоторые из них хорошо справляются с выполнением невербальных тестов, и по мере развития речи уровень интеллекта у них может быть нормальным. Иногда аутичный ребенок может иметь изолированный выдающийся талант в какой-либо области.

Аутизм впервые был описан как социальное заболевание, последующие исследования сфокусировались на нарушении коммуникации и когнитивном дефиците у аутичных детей и, особенно, на разновидностях когнитивного дефицита, наиболее выраженных в эмоциональных ситуациях. Этим детям также свойствен дефицит понимания того, что другие люди могут думать или чувствовать , так называемое отсутствие "теории разума". По данным некоторых психологических исследований, дети с аутизмом уделяют больше внимания деталям, не воспринимая целость объекта, выражая "отсутствие митральной связи (целости, согласованности)".

Смотрите также:

  • АУТИЗМ