Высшие когнитивные функции
Эта группа функций включает способность к различным утонченным и сложным мыслительным процессам, формирование концепций, критическое мышление, навыки решения проблем (задач), понимание и формулировку правил, поиск творческих идей, креативность и метакогнитивные способности (способность размышлять о мышлении) .
Дети значительно различаются между собой по способности к пониманию концептуальных основ навыков и областей содержания. По мере обучения ребенка в школе и усложнения школьной программы концепции становятся все более абстрактными и сложными. Новые представления часто строятся на ранее изученных представлениях (концепциях). Некоторые дети имеют первазивное нарушение понимания концепций в целом, другие испытывают затруднения только при восприятии понятий из высокоспецифичных областей (например, математика, история, социология или другие науки). Некоторые ученики предпочитают осмыслять различные понятия вслух, в то время как другим удобнее формулировать мысли без использования речи (например, посредством зрительного воображения). Многие из лучших учеников стремятся закреплять понятия при помощи вербальных и невербальных средств.
Способность к решению проблем (задач) - очень важная функция, необходимая при изучении математики и практически любого предмета в школе. Дети с развитыми навыками решения задач бывают отличными стратегами. Они могут великолепно предвидеть и оценить ситуацию, используют несколько альтернативных техник, выбирая наилучший метод в каждом конкретном случае, и контролируют свои действия, чтобы при необходимости применить альтернативную стратегию. С другой стороны, слаборазвитая функция решения задач ассоциируется со склонностью к ригидности или импульсивности; такой ученик не может планировать свои действия поэтапно и мудро справляться с имеющимися трудностями. Он может испытывать значительные затруднения при выполнении работы, требующей методичного применения стратегических подходов и гибкости в решении проблем.
Поиск творческих идей необходим при подготовке материала для сообщения или доклада, чтобы продумать наилучший способ представления проекта, и для решения различных учебных задач, требующих творческого подхода. Некоторые ученики не могут генерировать оригинальные идеи, предпочитая следовать точным инструкциям. Они испытывают выраженные затруднения при необходимости придумать тему доклада, применить свое воображение, представить аргументы или думать свободно и независимо.
Способность к критическому мышлению - еще одна высшая когнитивная функция, формирующаяся в школьные годы. Успешные ученики часто способны быстро оценивать утверждения, результаты работы и людей с помощью объективных критериев. Они также могут извлечь урок из своих собственных ошибок и оценить точку зрения других людей.
Метакогнитивные способности представляют собой возможность размышлять о мышлении. Дети с хорошими метакогнитивными способностями могут наблюдать за собой в процессе размышления или обучения. У них может формироваться понимание процесса мышления, которое позволяет им улучшить свою стратегию обучения и сделать последнее более активным и эффективным. Дети с недостатком метакогнитивных способностей испытывают затруднения при выполнении интеллектуальных задач. Как правило, они не могут выработать правильную технику, позволяющую им подготовиться к контрольной, написать доклад или решать другие сложные учебные задачи.
Смотрите также: