Диагностические критерии деструктивного поведения у детей


У некоторых детей возможны симптомы всех трех поведенческих расстройств: СГДВ , оппозиционно-девиантное и кондуктивное расстройство . Например, у 1/3 детей и подростков с психиатрическим диагнозом, находящихся на лечении в государственных клиниках, диагностируется оппозиционное поведение; дети с СГДВ значительно чаще отвечают критериям оппозиционно-девиантного расстройства, чем дети с другими нарушениями. У большинства детей, отвечающих диагностическим критериям расстройства в виде деструктивного поведения, другие нарушения не диагностируются. Факторы риска (со стороны ребенка, родителей и окружающей среды), связанные с кондуктивным расстройством , сходны с упомянутыми ранее факторами риска, ассоциирующимися со специфическими асоциальными и агрессивными формами поведения. Агрессивное поведение постоянно встречается в разных поколениях одной семьи. Пренебрежение родительскими обязанностями, а также атмосфера чрезмерно строгой дисциплины в семье ассоциируются с развитием кондуктивного расстройства в детском возрасте. Отмечено, что родители детей с кондуктивным расстройством проявляют меньше любви и тепла, поддержки и понимания по отношению к своим детям. Однако только у 1/3 детей с этим расстройством формируется асоциальное личностное расстройство во взрослом состоянии. Криминальные действия у взрослого предопределяются ранним дебютом кондуктивного расстройства, многими эпизодами и полиморфизмом асоциального поведения , криминальными поступками родителей и нарушением внутрисемейных отношений.

У многих детей (16-22%) оппозиционное поведение может проявляться в форме пассивно-агрессивного поведения. У этих детей жестокость носит ненаправленный характер и выражается как медлительность , упрямство и противоборство (противодействие) . Родители часто жалуются, что такие дети не слышат их и не отвечают на повторные вопросы. У этих детей часто снижена школьная успеваемость. Дети могут сознательно применять стратегию пассивно-агрессивного поведения по различным причинам: чтобы добиться независимости, находясь в зависимом состоянии, скрыть низкую самооценку, сохранить контроль и независимость в ситуации страха и тревоги, а также для того, чтобы отомстить. Эти дети боятся прямо проявить уверенность в себе, агрессию и враждебность. Манера обращения родителей с ребенком в этих случаях часто характеризуется запугиванием, критичностью и непостоянством или, с другой стороны, возможным потворством (излишняя терпимость, снисходительность) и вседозволенностью.

Смотрите также:

  • ДЕСТРУКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ