Дислексия: лечение


Лечение дислексии необходимо в течение всей жизни больного; с самого начала основное внимание должно быть сфокусировано на коррекции проблем, связанных с чтением. Новые данные о важности приобретения речевых и фонологических навыков в раннем возрасте могут предотвратить серьезные проблемы, связанные с чтением, даже у предрасположенных детей. Когда ребенок становится старше и начинает посещать среднюю школу, проводя в школе больше времени, очень важную роль начинает играть адаптация ребенка в школьной среде. До недавнего времени подходы к коррекции навыков чтения в школе не базировались на строгих научных доказательствах, и в целом были недостаточны, неконкретны и не систематизированы. Национальной комиссией по проблемам чтения в настоящее время разработаны программы коррекции чтения в школе, основанные на научных доказательствах. Эффективные терапевтические программы являются сбалансированными, они обеспечивают систематические рекомендации по развитию фонематического восприятия, применению фонетических методов при обучении чтению, развитию беглости чтения, словарного запаса и понимания прочитанного текста, а также предоставляют обширные возможности получения информации по проблемам чтения и письма из литературных источников. Воздействуя поочередно на каждый компонент процесса чтения, эффективные программы коррекции улучшают фонематическое восприятие, способность фокусировать внимание на фонемах (звуки речи) и манипулировать ими при произнесении слогов и слов. Отмечено, что улучшению фонематического восприятия, чтения и произношения в большей степени способствуют обучение детей правильному сопоставлению фонем и букв, начиная с выполнения наиболее простых заданий, обучение детей в небольших группах, систематические и четкие инструкции. Инструкции в процессе фонематического анализа необходимы, однако их недостаточно для того, чтобы научить ребенка читать. Эффективные программы коррекции включают применение фонетических методов при обучении чтению, при этом необходимо убедиться, что начинающий читатель понимает, каким образом слова складываются в звуки, формируя звуко-буквенные аналоги, имеющие определенные правила произношения.

Для эффективного развития фонематического восприятия необходима уверенность в том, что инструкции четкие и систематизированные; применение фонетических методов улучшает результаты при обучении чтению у детей, особенно при их регулярном и систематическом применении (а не использовании несистемно, от случая к случаю или между делом). В отчете Национальной комиссии по проблемам чтения также представлена информация по стратегиям развития беглости чтения, словарного запаса и понимания прочитанного текста. Коррекция дислексии у учащихся средней школы, колледжа и института в типичных случаях базируется на улучшение адаптационных возможностей пациента, а не на терапевтической коррекции. Учащимся колледжей с дислексией в анамнезе (в период обучения в средней школе) требуется больше времени при чтении, выполнении письменных заданий, в том числе и на экзаменах. В подростковом и зрелом возрасте часто становится возможным улучшение точности чтения, что, однако, не сопровождается соответствующим повышением скорости чтения. Другие эффективные вспомогательные методы включают применение компьютеров со "звучащими" клавишами, использование аудиокниг на уроках (в дополнении к конспектам лекций), система консультаций, возможность выбора метода контроля знаний учащимся и выполнение заданий на контрольных и экзаменах в изолированном тихом помещении.

Смотрите также:

  • ДИСЛЕКСИЯ (СПЕЦИФИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО ЧТЕНИЯ)