Ложь как форма деструктивного поведения у детей


Дети в возрасте 2-4 лет часто используют ложь как метод речевой игры (игры со словами). Наблюдая реакцию родителей и окружающих людей, дети дошкольного возраста получают представление о значении честности в общении между людьми. Ложь также служит формой фантазии для детей: они описывают разные ситуации так, как они хотели бы их видеть, но не так, как обстоит дело в реальности. Например, для того чтобы избежать негативной реакции, ребенок, который не сделал что-то, чего хотели от него родители, может сказать, что это было сделано. Уровень развития и жизненный опыт ребенка не позволяют ему понять, что его ложь вызовет еще более негативную реакцию со стороны родителей.

У детей школьного возраста ложь наиболее часто служит попыткой скрыть что-то, что ребенок не хочет принять в своем поведении. Поэтому ложь нацелена на временное улучшение настроения и защиту от сниженной самооценки. Хотя ложь часто встречается в детском возрасте, дети с низкой самооценкой более склонны к привычному вранью.

Во многих случаях привычка лгать формируется, если взрослые подают ребенку плохой пример подобного поведения. Например, если отец и мать часто обвиняют друг друга во лжи, ребенок, втянутый в этот конфликт, вероятно, будет очень переживать и в дальнейшем научится лгать с целью защиты. Многие подростки лгут для того, чтобы избежать неодобрения со стороны родителей. Как и другие виды асоциального поведения, ложь может использоваться с целью сопротивления (противодействия, борьбы).

Независимо от возраста или уровня развития ребенка ложь требует вмешательства, если становится частой в улаживании конфликтов и уменьшении тревоги. Первоначально родители должны серьезно поговорить с ребенком и объяснить ему, что ложь недопустима. В то же время со стороны родителей необходимы сочувствие и поддержка, так как стыд и смущение у ребенка или подростка могут проявляться в виде гневного отрицания своей вины, ребенок может притворяться, что он ни в чем не виноват. Если ситуация не может успешно разрешиться (когда родители адекватно оценят ситуацию и ребенок поймет, что ложь не является разумной альтернативой), рекомендуется консультация специалиста. В некоторых случаях хроническая ложь сочетается с другими видами асоциального поведения и служит проявлением психопатологии или семейного конфликта.

Смотрите также:

  • Деструктивное расстройство поведения у детей: общие сведения
  • ДЕСТРУКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
  • Кондуктивное расстройство у детей