Нейромоторная функция
Выделяют три различные, но взаимообусловленные формы нейромоторной функции, связанные с обучением в школе: скорость мелкой моторики, графологическая беглость и координация крупных двигательных актов.
Нарушение функции мелкой моторики может приводить к проблемам при занятиях художественной самодеятельностью и на уроках труда. Эти нарушения препятствуют обучению игре на музыкальных инструментах или управлению компьютерной мышкой. Дискоординация движений глаз и руки может проявляться в невозможности быстрой и точной интеграции зрительных стимулов со специфической моделью движений рук. Другие дети могут испытывать затруднения при попытке вспомнить последовательность тонких двигательных актов, таких как игра на музыкальных инструментах или завязывание шнурков. Термин " диспраксия " в целом относится к нарушению формирования идеомоторного плана, выполнению координированных двигательных актов и регулированию модели действий с целью исполнения определенного задания.
Термин " графомоторная функция " относится к специфическим двигательным компонентам письма. Выделяют несколько подтипов графомоторной дисфункции , нарушение которых приводит к значительному расстройству письма. У некоторых учеников нарушена визуализация в процессе письма. Они испытывают затруднения, связанные с изображением букв и слов при письме. Для этих детей характерен неразборчивый почерк с неравномерными и неадекватными промежутками между словами. У других детей нарушена графомоторная память - способность быстро и точно вспомнить форму букв и цифр. Они испытывают затруднения при написании отдельных букв и предпочитают пользоваться печатными, а не письменными буквами. У некоторых детей имеются признаки пальцевой агнозии или нарушение графомоторной обратной связи; им трудно определять расположение пальцев рук при письме. В результате они вынуждены приближать глаза очень близко к странице и стараются слишком сильно надавливать на карандаш. Другие школьники страдают дефицитом графомоторной продукции. Они испытывают затруднения при выполнении высококоординированной последовательности двигательных актов, необходимых в процессе письма. Хотя они могут понимать и представлять, что они собираются написать, но в то же время испытывают затруднения при назначении ролей различным мышечным группам кистей рук в процессе письма. Этот феномен также описан как диспраксическая дисграфия . Важно учитывать, что у ребенка может быть хорошая скорость мелкой моторики (которая оценивается при выполнении механических действий), но при этом очень низкая графомоторная скорость (что сопровождается выраженным затруднением при письме или плохо разборчивым почерком).
У некоторых детей нарушены двигательные акты. Они могут испытывать проблемы при переработке внешней пространственной информации для совершения крупных двигательных актов. Дети с подобным нарушением не способны поймать или бросить мяч, так как они не могут точно оценить его траекторию в пространстве. У других детей изменено чувство положения тела, т.е. нарушено поступление или интерпретация проприоцептивной и кинестетической информации (импульсов) от периферических суставов и мышц. У этих детей особенно вероятна сложность выполнения таких видов деятельности, которые требуют поддержания равновесия и соответствующего контроля за движениями тела. У других детей не удовлетворяются требования, предъявляемые к моторному праксису при выполнении некоторых видов активности, в которых задействована крупная моторика. Этим детям трудно вспомнить или планировать выполнение сложных двигательных актов (необходимых, например, для того, чтобы танцевать, плавать или заниматься гимнастикой). Дети с нарушением крупной моторики могут испытывать значительные проблемы на уроках физкультуры. Расстройство крупной моторики у ребенка может привести к нарушениям взаимоотношений в коллективе, отчужденности и ощущению собственной неадекватности.
Смотрите также: