Психологическое тестирование
Для определения уровня развития, нарушений поведения, семейных конфликтов, состояния отношений родитель-ребенок в детской психологии существует большое количество тестов. В частности, особой популярностью пользуются адаптивная шкала поведения Вайнленд, опросник поведения детей, социально-эмоциональный опросник для детей младшего возраста, опросник депрессий детей, родительская шкала стресса. Своевременное проведение этих исследований способствует раннему выявлению нарушений, по поводу которых необходима консультация психиатра или других смежных специалистов. Несмотря на то, что результаты тестирования не указывают на определенный диагноз, они улучшают диагностику, очерчивая симптомы и возможные пути их преодоления.
Индивидуальное психологическое тестирование проводится психологом. Определение степени сенсомоторного развития, речевого развития и школьных навыков может потребовать дополнительную помощь реабилитологов, логопедов, дефектологов, консультантов по составлению индивидуального учебного плана. Большинство тестов, которые применяются у детей, можно разделить на четыре группы:
1) тесты на уровень интеллектуального развития,
2) тесты на усвоение школьных навыков и способность к обучению,
3) тесты на специфические сенсорные, моторные или когнитивные навыки,
4) тесты на поведение и личностные характеристики.
Для оценки общего состояния когнитивных навыков (с учетом возраста) широко распространены такие тесты, как шкала развития младенцев Бейли (Beyley) (для детей от рождения до 42 мес.), шкала интеллекта Стенфорда-Бине (Standford-Binet) 4-го издания (от 2 лет), шкала определения детских способностей Маккарти (McCarthy) (2,5-8,5 года), опросник Кауфмана (Kaufman) для оценки интеллектуальных способностей детей (2,5-12,5 года), шкала интеллекта Векслера (Wechsler) для дошкольников (3-7 лет), шкала интеллекта Векслера для детей 3-е издание (6-16 лет), шкала интеллекта Векслера для взрослых 3-е издание (от 16 лет).
Тесты на школьную успеваемость и способность к обучению, направленные на определение знаний в специфических областях знаний и навыков (например, арифметика, чтение и т.д.), обычно проводятся при формальном обучении в школе. К некоторым наиболее распространенным тестам из этой категории относятся индивидуальный тест способностей Пибоди (Peabody), многопрофильный тест способностей 3-е издание, психообразовательный опросник Вудкока-Джонсона (Woodcock-Johnson).
Ряд тестов предназначен для определения более узких способностей ребенка, например восприятия слуховых раздражителей (ритмический тест Сишо (Seashore)), речевого развития (например, бостонский словарик), вербальной памяти (калифорнийский тест способностей к вербальному обучению), абстрактное мышление (тест детских категорий, висконсинский тест карточек на классификацию), способностей к конструктивному мышлению и невербальной памяти (сложные фигуры Рея (Rey)), двигательного программирования (пальчиковый тест), направленного внимания (длительный тест на внимание).
Оценка поведения и личностных особенностей часто проводится с помощью опроса родителей или учителей, например опросник поведения детей помогает выявить у них особенности и проблемы поведения (гиперактивность, агрессивность). У детей старшего возраста и подростков возможно собственное описание ребенком своих мыслей и переживаний с помощью опросника для подростков, шкалы Пирса-Харриса (Piers-Harris), детской депрессивной шкалы Рейнольдса (Reynolds). Эти тесты очень информативны, однако они не могут заменить клинического интервью и сбора данных анамнеза. Проективные тесты, которые определяют ассоциативный ряд ребенка (например, тест Роршарха (Rorschach)), или составление рассказа по картинкам и рисункам специфических ситуаций (детский тест восприятия, тематическое восприятие) полезно использовать в тех ситуациях, когда необходимо выявить скрытые нарушения при раздражении ребенка или его отказе от обследования.
Нейропсихологическое тестирование является синонимом более детального обследования с помощью различных комбинаций тестов из всех категорий, перечисленных ранее. Однако следует заметить, что такое тщательное обследование не всегда целесообразно. Тестирование должно преследовать конкретную цель, которую определяет беседа с ребенком и родителями. При выборе тестов важно учитывать их значимость и ценность для освещения тех вопросов, которые ставит перед собой врач. Тесты должны иметь нормативы и быть апробированы на большой выборке общей популяции. В целом психолог и другие специалисты в педиатрической практике играют вспомогательную роль.
Психологические тесты не позволяют отличить так называемые органические и функциональные нарушения поведения. Поведение имеет биологическую основу, поскольку оно биологически детерминировано. Если возникают вопросы о биологической основе выявляемых нарушений поведения, применяются другие методы исследований, такие так нейровизуализация, эндокринологические или иммунологические исследования, хромосомно-генетический анализ.
Смотрите также: