Психосоциальные проблемы
Психосоциальные нарушения у ребенка могут проявляться как нарушения настроения (например, депрессия или тревога ), соматического здоровья ( психосоматические заболевания ), поведения ( кондуктивное расстройство , пассивно-агрессивное поведение ) или снижения школьной успеваемости ( трудности обучения ). При этом могут страдать как одна из перечисленных областей, так и все в целом. Психосоциальные проблемы могут быть связаны с такими физическими и эмоциональными причинами, как патология родов, травмы, педагогическая запущенность, конфликты между родителями, жестокое обращение с ребенком, чрезмерная избалованность ребенка, хронические заболевания и т.д. Как правило, все эти причины проявляются неспецифическими симптомами или нарушениями; психосоциальные нарушения у ребенка носят в большей степени мультифакторный характер, их выраженность зависит от многих причин, в том числе от темперамента, уровня развития, времени возникновения и продолжительности стрессового воздействия, предшествующих заболеваний, адаптивных возможностей данной семьи. Хронический стресс или последовательность острых стрессовых факторов сложнее пережить ребенку и его семье, чем единственный эпизод. На травматические факторы дети могут реагировать немедленно, или патологические симптомы возникают спустя некоторое время под действием дезадаптирующих факторов.
Заранее проведенная подготовка к стрессу значительно облегчает переживания ребенка и его семьи. Родители обязаны готовить своих детей к возможным опасным событиям, которые могут случиться с ними в жизни, например хирургической операции, расставанию или разводу родителей. Родители должны разрешать детям выражать свои отрицательные эмоции, такие как страх, опасение, гнев, а не требовать соответствия стандарту "хорошей девочки" или "храброго мальчика".
Маленькие дети имеют тенденцию реагировать на стрессовые ситуации нарушением физиологических функций, например расстройством аппетита и расстройством сна , генерализованным характером страха и раздражительности в виде вспышек ярости ( истерик ) или уходом в себя . Дети школьного возраста выражают свои проблемы через нарушение межличностных контактов с друзьями и другими членами семьи, возможно также снижение успеваемости в школе, развитие специфических психических симптомов, регресс до более ранней, более "детской" модели функционирования.
Родители часто беспокоятся о том, является ли определенное поведение их ребенка вариантом нормы или оно требует терапевтического вмешательства. Существуют такие виды поведения, которые расцениваются родителями как патологические, но в действительности это вариант нормы на определенном этапе развития. Например, вспышки ярости могут быть нормальным выражением негативизма у ребенка до 3 лет; с другой стороны, у 6-летнего ребенка они указывают на психосоциальные нарушения. Считается ли данный стереотип поведения нормальным или свидетельствует о заболевании, зависит от возраста ребенка, частоты, интенсивности таких проявлений и, особенно, от степени функциональных нарушений. Решение родителей обратиться за помощью к специалисту зависит от особенностей поведения ребенка, вызвавших их причин, мнения родителей, учителей и других лиц, а также от опыта подобных ситуаций в прошлом.
Смотрите также: