Речь (проблемы обучения в школе)


Основная часть информации в процессе обучения передается посредством речи, и неудивительно, что дети с нарушением речевой функции обычно испытывают затруднения в процессе обучения.

Существуют многочисленные формы речевых нарушений. У некоторых детей выявляются нарушения фонологии. У них нарушено четкое восприятие звуков речи (английского языка), т.е.имеется нарушение фонологического восприятия. Могут возникать затруднения при различении звуков родного языка. Звуки речи наиболее часто состоят из нескольких (более одного) акустических сигналов. Например, в английском языке есть взрывные согласные звуки, такие как в словах "puh" и "kuh". Анализу (переработке) этих звуков речи в головном мозге должен соответствовать очень быстрый переход (продолжительностью примерно 30 мс) от звука "к" к "uh" в процессе чтения слова "kuh". У некоторых школьников имеются проблемы с достаточно быстрой переработкой этих акустических сигналов, необходимой для восприятия звуков речи. Как правило, такое расстройство фонологического восприятия приводит к нарушению чтения . У таких учеников, вероятно, формируются нестабильные ассоциативные связи между этими звуками и зрительными символами (например, комбинации букв). Им может быть трудно понять, что слова состоят из речевых сегментов (фонем) , поэтому у них нарушена способность разбивать слова на составляющие их звуки, соответственно у них может быть нарушено и составление из звуков слов при их произношении. Они могут также испытывать проблемы при мысленных манипуляциях со звуками и комбинировании звуков для составления слов.

Семантический дефицит также встречается достаточно часто. Ребенку сложно понять смысл новых слов и правильно использовать эти слова. Для таких детей особенно трудно четко различать оттенки значений при разных сочетаниях слов. Другие распространенные речевые нарушения включают нарушение синтаксиса (порядка слов), построения речи (параграфы и переходы), слабо развитое чувство языка (металингвистическая слабость) и невозможность делать правильные умозаключения, строить гипотезы, предположения (возмещая недостаток информации). У многих подростков высшие речевые функции плохо сформированы. Они испытывают проблемы с пониманием абстрактной или символической речи, высокотехнического лексикона, вербальных концепций, плотно упакованной вербальной информации в учебниках, проблемы, связанные с изучением иностранных языков и пониманием образной речи (включая метафоры и сравнения).

Часто различают дисфункцию рецептивной и экспрессивной речи (т.е., нарушение речевой продукции или коммуникации). У детей с преимущественным нарушением рецептивной речи могут возникать трудности при выполнении инструкций при работе в классе, проблемы с пониманием устных объяснений и интерпретацией прочитанного материала. Нарушения экспрессивной речи включают оромоторные проблемы, затрагивающие нарушение артикуляции и беглости речи. Некоторые ученики путают последовательность звуков в словах; другим трудно регулировать ритм или просодию речи. Их речь может быть неровной, неуверенной и иногда характеризуется неправильной интонацией. Проблемы, связанные с вспоминанием слов, могут нарушать беглость экспрессивной речи . Несмотря на достаточный словарный запас, дети испытывают затруднения, связанные с подбором правильных слов для выражения своих мыслей, например, при ответе в классе. Их речь кажется очень неуверенной, и они могут использовать замещающие определения (описание значений) слов, которых они не могут вспомнить в данный момент (парафраза, многоречивость). Другие дети с нарушением экспрессивной речи испытывают трудности при построении предложений, включая правильное применение грамматических конструкций и организацию устного (и, возможно, письменного) повествования. У некоторых учеников имеется взаимосвязь между нарушением экспрессивной речи и развитием асоциального (делинквентного) поведения. Это особенно актуально, если нарушение экспрессивной речи возникает в контексте социальной депривации или патологической обстановки в семье.

Ученики с хорошо развитой речью могут использовать свои лингвистические способности, чтобы преодолеть проблемы в других областях знаний. Например, школьник может пустить в ход свою способность к рассуждению в процессе изучения математики, скрывая тенденцию к затруднениям при понимании преимущественно невербальных концепций (таких, как пропорция, коэффициент, уравнение и диаметр).

Смотрите также:

  • ПАТТЕРНЫ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ: КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА