Сексуальное поведение у детей и его варианты: общие сведения


Половой идентификацией называют отождествление себя с представителем определенного пола (мужчиной или женщиной). Половая роль представляет собой тип поведения, ассоциирующийся с мужественностью или женственностью в рамках данной культуры. Таким образом, половая идентификация не нарушена, если биологический мужчина идентифицирует себя как мужчину, а биологическая женщина - как женщину. Если поведение мужчины ассоциируется с понятием мужественности в данной культуре, у него нет изменения половой роли. Однако если он чувствует дискомфорт в рамках поведения, ассоциирующегося с мужественностью в его культуре, считается, что у него есть нарушение половой роли. То же справедливо и в отношении женщин. Однако общество со временем меняется, и вместе с этим меняются и половые роли. По мере развития экономической жизни семьи половые роли также менялись. В прошлом мужчина и женщина играли традиционные, строго очерченные для них общественным порядком мужскую и женскую роли. Как только экономическая ситуация в семейной жизни изменилась и лица обоих полов стали потенциально экономически (финансово) самодостаточны, половые роли (в отношении выбора работы и образа жизни) резко переменились или, в некоторых случаях, просто исчезли. Теперь значительно меньше поведенческих вариантов, строго специфичных для лиц определенного пола.

Дети идентифицируют себя как мальчики или девочки (т.е. происходит половая идентификация) примерно в возрасте 18 мес. В период от 18 до 30 мес. устанавливается половая стабильность, т.е. формируется идея о том, что мальчик станет мужчиной, а девочка станет женщиной. К 30 мес. ощущение постоянства (неизменности) своего пола прочно закрепляется и устойчиво к дальнейшим изменениям. Хотя существует множество теорий, предполагающих, что окружающая среда и биологические факторы имеют важное значение для установления прочной половой идентификации, до сих пор неясно, какие факторы играют наиболее важную роль у ребенка и требуют своевременной коррекции в каждом конкретном случае.

У ребенка существует естественный интерес к своему телу. 2-хлетнего ребенка необходимо научить правильно называть части своего тела, включая половые органы. Родители должны спокойно реагировать на то, что ребенок изучает свое тело и проводит манипуляции, доставляющие ему удовольствие. Однако открытая мастурбация у детей более старшего возраста предполагает плохую осведомленность ребенка о принятых в обществе нормах поведения или недостаток контроля (воспитания) родителей. Родители должны объяснить детям, что мастурбация недопустима в общественных местах и возможна только в постели, когда ребенок находится наедине с собой. Чрезмерно эмоциональная Реакция, попытки родителей отругать и наказать ребенка только усилит его интерес к мастурбации. Очень важно принять мастурбацию как нормальный аспект половой жизни ребенка и не допускать появления у него комплекса вины. В пубертатном возрасте ребенку нужно объяснить естественность процесса мастурбации, что необходимо совместить с объяснением (которое должно быть понятным для ребенка) сущности процессов эякуляции, оргазма и менструации как нормальных функций организма.

У детей дошкольного возраста достаточно распространены попытки обнять и поцеловать друг друга. Более явные проявления сексуального поведения, такие как оральный контакт, попытки симулировать половой акт или анальная стимуляция, вероятно, связаны с наблюдением или прямым вовлечением ребенка в половые контакты между детьми старшего возраста или взрослыми. В таких ситуациях необходима беседа с ребенком, направленная на выявление источников, из которых ребенок получил информацию такого рода, и принятие соответствующих мер.

В возрасте 10-12 лет мальчики и девочки выясняют интересующие их сексуальные вопросы со своими лучшими друзьями (друзьями своего пола), рассматривая их как основной источник информации. Это следует расценивать не как предпосылки к гомосексуальности, а нормальную фазу развития, характерную для большинства детей. В любом возрасте компульсивная потребность в сексе служит защитой от лежащей в основе зависимости, одиночества, стремления к самостоятельности. Обычно дети осознают интерес к противоположному полу в подростковом возрасте. Реальный или воображаемый сексуальный опыт подростков играет важную роль в формировании окончательного варианта полового поведения, связанного с идентификацией своей половой роли.

Смотрите также:

  • СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ЕГО ВАРИАНТЫ