Синдром гиперактивности с дефицитом внимания: диагностика


Диагноз СГДВ ставится, преимущественно, на основании клинической картины после тщательного обследования, включающего применение поведенческих оценочных шкал, клиническое интервью, физикальное обследование и исследование неврологического статуса.

Поведенческие оценочные шкалы. Несколько стандартизованных оценочных поведенческих щкал широко применяются и позволяют выявить значительные отличия между детьми с СГДВ и здоровыми детьми. К ним относятся, например, оценочная шкала Коннера (Conner), индекс СГДВ, опросник Свансона (Swanson), Нолана (Nolan) и Пенхама (Penham) (SNAP), ADD-H, образовательная оценочная шкала для учителя (AcTERS). Другие опросники широкой направленности, такие как опросник поведения детей Ахенбаха (Achanbach) (CBCL), применяются для скрининга сопутствующих проблем, не включающих проявления СГДВ (например, тревога, депрессия, расстройства поведения и др.). Важно собрать информацию из разных источников, в типичных случаях - провести беседу с родителями, учителями и, при необходимости, с другими людьми, часто общающимися с ребенком, чтобы определить выраженность симптомов и их влияние на различные сферы жизни ребенка. Оценочные шкалы также играют роль для установления выраженности и распространенности симптомов, однако диагноз СГДВ не может быть установлен только на основании их результатов.

Клиническое интервью. Основная цель клинического интервью состоит в том, чтобы оценить, какие именно симптомы могут быть результатом других состояний, по своим проявлениям маскирующих СГДВ. Оценка состояния здоровья, уровня развития ребенка, социального и семейного анамнеза должна способствовать выделению факторов, которые могут влиять на развитие и нормальное функционирование нервной системы, выявлению признаков хронических заболеваний, сенсорных нарушений или сведений о применении лекарственных препаратов, которые могут оказывать действие на функционирование организма. Негативные социальные факторы, такие как развод родителей, стрессовые ситуации, жестокое обращение или пренебрежение родительскими обязанностями, могут приводить к формированию гиперактивного поведения или тревожных нарушений у ребенка. Наличие в семейном анамнезе указаний на СГДВ, расстройства настроения или тревожные расстройства, проблемы обучения, асоциальное поведение, алкогольную или наркотическую зависимость у родственников I линии родства может указывать на повышенный риск СГДВ и/или коморбидных нарушений у ребенка.

Физикальное обследование. Специфические лабораторные тесты, позволяющие диагностировать СГДВ, отсутствуют. Однако тщательное обследование может выявить хронические заболевания, сенсорные нарушения, пороки развития или наследственные синдромы, которые могут вносить вклад в развитие поведенческих расстройств и проблем обучения. Наличие гипертензии , двигательных тиков , атаксии или заболеваний щитовидной железы может служить противопоказанием к назначению психостимуляторов, применяемых в лечении СГДВ, и требует дополнительных диагностических мероприятий. Легкие координационные расстройства или другие "мягкие" неврологические симптомы встречаются часто, однако не обладают значительной специфичностью и поэтому не оказывают помощь в диагностике СГДВ. Важно отметить, что поведение ребенка в новой обстановке может не соответствовать его обычному поведению в школе и дома. Если делать выводы, основываясь на поведении ребенка в кабинете врача, это может привести к ошибочному диагностическому заключению.

Нейропсихологическое исследование. Применение стандартизованных тестов, определяющих общий интеллектуальный уровень и оценивающих школьную успеваемость (специфические проблемы обучения) - психообразовательные тесты, может выявить признаки умственной отсталости или специфических проблем обучения. Несоответствие между школьными требованиями и способностями ребенка приводит к невнимательности или неадекватному поведению. Тесты на способность к длительному поддержанию внимания могут оказать помощь в диагностике СГДВ, однако нельзя основываться только на их результатах при подтверждении или исключении диагноза СГДВ.

Смотрите также:

  • СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ (СГДВ)