Сон в подростковом возрасте: общие сведения
Хотя паттерны сна и расстройства сна, наиболее частые в подростковом возрасте, напоминают таковые у детей более младшего возраста и у взрослых, физиологические изменения, возникающие в пубертатном возрасте, и психологические проблемы, свойственные подростковому возрасту, приводят к тому, что сон подростков имеет множество уникальных особенностей. Для того чтобы оценить вклад этих физиологических и психологических изменений, важно рассматривать их в контексте регуляции сна человека и основных принципов, управляющих сном и бодрствованием. Первый принцип связан с факторами, определяющими относительный уровень сонливости и бодрствования в течение суток; они включают внутренние циркадные факторы, или ритмы (биологические часы), и гомеостатические факторы (продолжительность и качество предыдущего сна, а также продолжительность периода бодрствования после последнего периода сна). Существует два периода максимальной сонливости ("циркадный спад"), зависимой от времени и максимального уровня бодрствования в течение суток. Степень сонливости во время "циркадного спада" зависит также от относительной потребности во сне в данный момент времени (например, сонливость повышается вследствие депривации сна). На внутренние циркадные ритмы, в свою очередь, оказывают некоторое влияние внешние временные стимулы ("ключи"): время приема пищи, звонок будильника и др., однако они наиболее чувствительны к световым сигналам (свет/темнота), которые запускают (свет) или подавляют (темнота) продукцию гормона мелатонина .
Второй важный принцип регуляции сна связан с последствиями неудовлетворенности основной потребности во сне. Последняя зависит от множества факторов, включая возраст и количество времени сна за предшествующий период. Хронический недостаток сна приводит к тому, что формируется дефицит ("долг") сна. Если дефицит ("долг") сна становится достаточно большим и не возмещается добровольно, организм может реагировать на гипертрофированный произвольный контроль бодрствования периодическим снижением уровня бодрствования, состояниями дремоты и короткими периодами сна. Кроме того, при депривации сна возможно появление очень коротких (несколько секунд) повторных эпизодов микросна в дневное время, о которых человек может и не подозревать, однако в эти периоды возможно значительное снижение внимания и уровня активности. Это явление представляет особенную проблему у подростков, которые водят машину и ездят на мотоцикле (вождение в сонном состоянии).
Характеристики сна подростков. Потребность во сне у подростков не отличается значительно от таковой у детей препубертатного возраста и составляет примерно 9 ч за ночь. Напротив, реальная продолжительность ночного сна у подростков составляет примерно 7 или 7,5 ч, что со временем приводит к значительному недосыпанию (образуется большой "долг" сна). Отчасти причина недостаточного сна связана с влиянием пубертатного периода на уровень мелатонина и циркадные циклы сон-бодрствование, приводящие к относительной задержке фазы сна. При этом засыпание и пробуждение наступают позднее. Дело не только в том, что подростки не любят рано ложиться спать; время начала занятий во многих институтах предполагает более позднее пробуждение утром. Кроме того, у многих подростков паттерн сон/бодрствование значительно отличается в течение недели и выходные дни. В сочетании с физиологической тенденцией к снижению бодрствования в дневное время в средней и поздней фазе пубертатного периода это приводит к значительному повышению сонливости с последующим нарушением настроения, внимания, памяти, контроля поведения и школьной успеваемости.
Подростки также могут страдать от многочисленных расстройств сна, некоторые из которых подробно представлены в других главах. Результаты научных исследований позволяют предположить, что распространенность выраженных расстройств сна в подростковом возрасте высока (20%) и риск может быть еще выше у подростков с хроническими соматическими и психическими заболеваниями. Неудивительно, что нарушения циркадного ритма, особенно синдром задержанной фазы сна , часто встречаются в подростковом возрасте. Терапевтический эффект иногда достигается терапией мелатонином и ярким светом, который помогает "настроить" внутренние часы. У подростков со значительной задержкой фазы сна (более 3-4 ч) может быть эффективной техника хронотерапии, при которой время засыпания и пробуждения постепенно отодвигается, до тех пор пока время засыпания не будет соответствовать желаемому.
Психофизиологическая инсомния (бессонница) - затруднение засыпания и/или поддержания сна - также часто встречается в подростковом возрасте. У пациентов формируется тревога, связанная с затруднением засыпания или поддержания сна, которая, в свою очередь, еще более повышает уровень бодрствования и мешает заснуть. Терапия обычно включает обучение подростка принципам гигиены сна (см. далее). Подростку рекомендуют использовать кровать только для сна и сразу вставать из кровати при невозможности заснуть (контроль стимулов), ограничить время пребывания в кровати до реального времени сна (ограничение сном). Кроме того, подростка обучают техникам релаксации, позволяющим снизить уровень тревожности. Необходимость в приеме снотворных средств возникает редко.
Смотрите также: