Биопсихосоциальные модели развития детей


Развитие определяется совокупностью генетических предпосылок (природой) и влияния окружающей среды (ухода), а не каждым из этих факторов в отдельности. Таким образом, биопсихосоциальные модели развития учитывают важность как внешних, так и внутренних факторов. К примеру, рост ребенка зависит от генетики (биологический фактор), личных особенностей питания (психологический фактор) и доступности пищи (социальный фактор)

Исследования, показавшие серьезное воздействие режима питания новорожденного на развитие головного мозга являются ярким отражением взаимодействия внешних и внутренних факторов. При рождении головной мозг содержит 100 млрд нейронов ; к З годам в каждом нейроне образуется до 15 тыс. синапсов . На протяжении первых 10 лет жизни число синапсов сохраняется на одном уровне, хотя количество нейронов уменьшается. По мере развития одних синапсов другие исчезают. Часто функционирующие нейронные пути сохраняются, остальные перестраиваются. Таким образом, внешняя среда оказывает непосредственное воздействие на физические свойства мозга. Дети с различными талантами и темпераментом испытывают разнообразное влияние окружающей среды, но даже при oдинаковых внешних факторах их интерпретация организмом может быть различна.

Раннее влияние внешних факторов обеспечивает более глубокие последствия, посколько процесс обучения по сформированным синаптическим путям протекает легко. Травма головного мозга способна повлиять на обмен медиаторов головного мозга и изменить функционирование эндокринных систем, что повышает риск психических заболеваний в старшем возрасте. Вместе с тем положительное или отрицательное воздействие внешней среды редко определяет исход, а чаще лишь изменяет вероятность тех или иных последствий, влияя на способность ребенка адекватно peaгировать на будущие стимулы. Предположение о том, что критическими периодами развития детского организма служит возраст 3, 6 и 16 лет, на практике не подтверждается.

Хотя в процессе развития ребенка отмечают влияние комплекса биологических , психологических и социальных факторов , с дида целью целесообразно рассмотреть каждый из факторов в отдельности.

Смотрите также:

  • ОБЗОР И ОЦЕНКА ВАРИАБЕЛЬНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ