Влияние длительного хронического заболевания на развитие ребенка
Следует иметь в виду два аспекта: осмысление причин заболевания детьми разного возраста и влияние хронических заболеваний на разных стадиях развития ребенка.
Чтобы объяснение характера заболевания было понятно ребенку, необходимо учитывать его психологическую зрелость. Понимание зависит от познавательных возможностей pебенка, поэтому объяснения должны соответствовать им и меняться по мере его созревания. Дети дошкольного и младшего школьного возраста склонны к конкретному и довольно поверхностному осмыслению своего заболевания. Они рассматривают его как результат своего плохого поведения или непослушания (например, ребенок считает, что заболел, так как не надел пальто и замерз.) Соответственно, по их мнению, хорошее поведение приведет к выздоровлению. К 4-6-му классу дети начинают понимать, что причиной заболевания могут быть события, никак с их собственными поступками не связанные. Дети этого возраста уже знают о существовании микробов и считают их виновниками почти всех болезней. Чтобы не заболеть, главное - избегать микробов, а основной путь к излечению - борьба с ними. Подобные представления могут привести к тому, что дети начинают сторониться любого больного (например, больного лейкозом или сахарным диабетом). Осознание физиологических механизмов, взаимодействующих причин и некоторых проявлений заболевания приходит только к 8-му классу и позднее, когда ребенок начинает понимать, как части организма (например, легкие и сердце) взаимодействуют в поддержании его жизнедеятельности.
Влияние соматических задолеваний на развитие зависит от его стадии. В грудном возрасте рост и развитие страдают вследствие ухудшения аппетита, нарушений сна, ограничения двигательной активности и, соответственно, возможности познавать окружающий мир опытным путем, бедности внешних стимулов. Физические дефекты и слабость извращают эмоциональные реакции ребенка на присутствие родителей, что может проявляться по-разному. Частая госпитализация ведет к тому, что ребенок не испытывает доверия к родителям. В позднем предшкольном возрасте нарушается происходящее в этот период развитие самостоятельности, подвижности, навыков самоконтроля. В младшем школьном возрасте болезнь мешает своевременной социализации, так как ребенку приходится часто пропускать занятия из-за ее обострения и лечебных мероприятий. Из-за физических дефектов он может стать предметом насмешек одноклассников. В среднем и старшем школьном возрасте ребенок становится более самостоятельным и ответственным и постепенно принимает на себя часть забот с собственном здоровье, но хроническое заболевание нарушает этот процесс.
В подростковом возрасте оно препятствует становлению независимости, ответственности за собственное здоровье, способности строить отношения с лицами противоположного пола и планы на будущее Болезнь и лечение могут очень усложнить жизнь подростка, особенно если они отражаются на внешности. Нередко подросток стремится проверить, насколько оправданы ограничения, налагаемые на него из-за болезни и необходимости соблюдать медицинские рекомендации. Заболевания, требующие постоянной помощи больному со стороны окружающих (например, муковисцидоз , при котором подростку необходимо ежедневно до ухода в школу выполнить с посторонней помощью процедуры по дренированию трахеобронхиального дерева) задерживают становление самостоятельности. При рациональном ведении больной с хроническим заболеванием, как правило, преодолевает подростковый период с минимальными потерями, получает образование, овладевает профессией, находит работу, приобретает друзей.Однако риск трудностей в подростковом периоде при хронических заболеваниях велик и задача врача - предвидеть их и помочь ребенку и родителям их предупредить и преодолеть, чтобы заболевание не помешало ребенку достичь того, что обычно достигают его сверстники.
Следует постепенно перепоручать больному ребенку заботы о собственном здоровье в той мере, которая соответствует его психическому развитию личностной зрелости и пониманию характера заболевания: обучать его контролировать собственное состояние, оценивать его изменения, улавливать признаки обострения заболевания и сразу сообщать родителям или лечащему врачу, ответственно относиться к соблюдению режима медикаментезного лечения дома и в учебное время. Родителям необходимо помочь найти рациональные формы такого обучения, ребенку - пути становления самостоятельности.
Смотрите также: