Влияние насилия на детей


Насилие приняло в США характер эпидемии, затрагивающей как жертв и преступников, так и свидетелей. Внимание педиатров не должно сосредоточиваться только на лечении гравм. Необходимо осознавать, что насилие прерывает нормальное развитие множества пострадавших детей. Долг педиатров - добиваться на уровне своего населенного пункта, штата и всего государства безопасных условий роста и развития детей.

Главным источником насилия над детьми является жестокость в семье. В 16% семей мужья бьют жен, причем в 3,4% (1,8 млн) - постоянно. По данным одного исследования, 40% матерей сообщили, что насилие является способом улаживания разногласий в их семьях. Наиболее распространена жестокость в семьях, где супругам 18-30 лет, т.е. у имеющих маленьких детей. Неудивительно, что в таких семьях дети часто становятся свидетелями насилия. По некоторым данным, это ежегодно касается 3 млн детей. Исследование 62 случаев насилия в семье показало что дети в 15% случаев становятся его жертвеви. Большинство детей получают травмы, пытаясь защитить мать от ее мужа или сожителя. Только в последнее время свидетельство насилия признали пагубным для детей. Поскольку в этих случаях травмы носят эмоциональный, а не физический характер, педиатры могут недооценивать их и не видеть повода для вмешательства.

Другая причина, по которой дети становятся свидетелями жестокости, - насилие в обществе. По данным опроса матерей в педиатрической клинике, в центральных районах Бостона 10% детей моложе 6 лет были свидетелями поножовщины или перестрелки. По сведениям конторы шерифа округа Лос- Анджелеса, дети являлись свидетелями 20% всех убийств. В районах с криминогенной обстановкой дети чаще и в более раннем возрасте становятся свидетелями смерти, чем в более благополучных районах.

Повсеместно дети видят насилие па телеэкране. Средний ребенок 2-5 лет проводит у телевизора 20-30 ч в неделю и в то время, когда телепередачи изобилуют сценами насилия. Проведено более 3500 исследований, посвященных взаимосвязи между наблюдением сцен насилий по телевидению и жестокостью в поведении; все они, за исключением 18, подтвердили наличие прямой связи. Возможно, самой тяжелой по воздействию на детей была демонстрация по телевидению событий 11 сентября 2001 г. Дети смотрели террористическую атаку в среднем в течение 3 ч в этот день, и только 34% родителей сообщили о том, что запретили детям смотреть прямой репортаж о ней. В случае 11 сентября была выявлена прямая связь между длительностью просмотра и числом проявлений стрессовой реакции у детей, которым разрешали смотреть телевизор. Зрелище насилия на экране оказывает вредное воздействие не на всех детей. Наиболее опасно оно для тех, кто наблюдает жестокость воочию в семье или на улице.

Hacилие в реальной жизни остается для США главной проблемой. Ежегодно в стране становятся жертвами убийства 20 тыс. человек. Ведущей причиной смерти как белых, так и афроамергасанских подростков в США являются огнестрельные ранения. По данным исследования, проведенного департяментом образования штата Массачусетс, в 1995 г. в последние 30 дней каждый пятый ученик старших классов средней школы имел при себе огнестрельное оружие в школе или вне ее. Один из 20 носил ружье. Еще более распространено хулиганство. Почти 30% из большого числа опрошенных учеников 6-го и 10-го классов признались, что участвовали в хулиганских эксцессах и/или были их жертвой.

У детей, ставших жертвами или только свидетелями насилия, глубоко нарушается развитие, страдает здоровье. Результатом насилия становится не только физическая, но и психологическая травма, смена типа поведения и восприятия мира и своего места в нем. Мир становится для ребенка опасным и непредсказуемым. Страх мешает познанию окружающего мира, столь необходимому в детстве. Более того, ребенок, часто испытывающий на себе жестокость, хуже успевает в учебе, подвержен тревоге и депрессии, имеет низкую самооценку. Насилие, особенно в семье, приводит к тому, что ребенок, тем более сильный, начинает воспринимать роль насилия во взаимоотношениях между людьми как ведущую, Возможно, самым значительным последствием такого восприятия является формирование особого взгляда на собственное будущее - ранняя смерть начинает представляться обыденной, что толкает к саморазрушительному поведению (алкоголизму, наркомании, пренебрежению общепринятыми правилами безопасности и собственным здоровьем).

Исследования показывают, что дети, часто видящие насилие, подвержены психологическим и соматическим расстройствам, трудностям в социальной адаптации и учебе. Нередко они сами становятся участниками или жертвами насилия. Они склонны к депрессии, диссоциативным расстройствам, агрессивному поведению, наркомании. У детей, которые подвергаются тяжелому и/или регулярному насилию, может развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) , проявляющееся в виде эмоциональной напряженности, неспособности к концентрации внимания, вегетативных расстройств, повторении ситуации травмы в играх и действиях. Особая сложность диагностики и лечения посттравматического стресса у детей связана с тем, что заботящийся о ребенке взрослый, перенесший ту же травму, может гакже страдать этим расстройством.

Самый простой способ выявления домашнего насилия - тщательный опрос ребенка (если он достиг определенного возраста) и родителей. Следует учитывать, что для женщин насилие в семье особенно опасно во время беременности и сразу после родов. Следует успокоить членов семьи, что они не единственные, кого расспрашивают о насилии, что об этом спрашивают всех. Иногда врачу полезно упомянуть в беседе, что он расценивает насилие как тяжелую для общества в целом проблему, поэтому всегда спрашивает своих больных и их близких, не подвергались ли они ему когда-либо на протяжении жизни. В других случаях начинают с вопросов общего характер и лишь затем осторожно переходят к теме насилия. Например, спрашивают: "Чувствуете ли вы себя в безопасности дома и на улице? Кто-нибудь обижает вас или вашего ребенка?". Если выясняется что ребенок стал жертвой насилия, важно подробно выяснить его жалобы и особенности поведения.

В большинстве случаев педиатр в состоянии оказать психотерапевтическую помощь ставшему жертвой насилия ребенку и его родителям. Для этого он должен тщательно выяснить все детали и обстоятельства события, ознакомить родителей с тем, какие жалобы и изменения поведения наиболее часто наблюдаются у детей, подвергшихся насилию, как следует обсуждать с ребенком факт насилия, куда обращаться за дополнительной помощью. Если состояние ребенка длительное время (более 6 мес.) не улучшается, если насилие повлекло за собой смерть или отъезд одного из родителей, если отсутствует взаимопонимание между ребенком и заботящимся о нем взрослым и имеются постоянные опасения за безопасность ребенка, то требуется помощь профессионалов-психологов.

Смотрите также:

  • СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА