Второй год год жизни ребенка: возраст 12-18 мес.


Физическое развитие. На втором году жизни рост еще более замедляется ( табл. 10.5 ), а аппетит снижается. Жировая ткань исчезает по мере увеличения подвижности; вследствие избыточного поясничного лордоза живот несколько выступает вперед. Продолжаются рост головного мозга и миелинизация ( рис. 8.2 ). Большинство детей начинают ходить без посторонней помощи в возрасте около года, а некоторые не могут и к 15 мес. Активные бесстрашные дети пытаются ходить раньше, менее активные, а также поглощенные доскональным изучением окружающих предметов дети ходят позже. Раннее начало хождения не сочетается с ранними достижениями в других сферах развития.

Сначала дети ходят с широко расставленными ногами, согнутыми коленями и согнутыми в локтях руками; каждый шаг сопровождается поворотом всего тела; кончики пальцев ног направлены наружу, либо внутрь, а стопа устанавливается на пол всей поверхностью (т.е. плоско). Дальнейшее обучение повышает устойчивость и приводит к более эффективному расходованию энергии. По происшествии нескольких месяцев тренировок центр тяжести смещается назад, туловище становится устойчивее. Колени и локти разводятся несколько в стороны для поддержания баланса. Кончики пальцев ног приобретают одно направление, а ребенок может остановиться, повернуться или наклониться, не падая на землю.

Когнитивное развитие. По мере того как ребенок приобретает способность тянуться, хватать и выпускать из рук предметы, его возможности по изучению окружающего мира существенно возрастают. Дети комбинируют предметы по-новому, что создает интересные для них последствия (например, пирамида из кубиков, либо опускание предметов в щель видеомагнитофона). Игрушки все чаще используются по их прямому назначению (гребень для волос, чашка для питья). Важный способ обучения - имитация поведения родителей и старших детей. В центре действия лежит притворство (например, ребенок пьет из пустой чашки) ( табл. 11.1 ).

Эмоциональное развитие. Дети, которые приближаются в своем развитии к тому, чтобы ходить, могут проявлять раздражительность. Однако по мере начала хождения их настроение резко меняется. Дети упиваются своей новой способностью контролировать расстояние между собой и родителями. Словно кометы вокруг солнца, они выбирают свою орбиту вокруг родителей: дотронувшись до них, дети уходят в сторону, а затем приближаются вновь. В незнакомой обстановке у робкого ребенка такая орбита может сократиться либо вовсе исчезнуть; в привычных условиях дети могут уходить из поля зрения родителей.

Способность ребенка использовать родителей в качестве островка безопасности для изучения окружающего мира зависит от сложившихся отношений и привязанности между ним и родителями. Привязанность легко оценить тестом "незнакомой ситуации", при котором родители временно оставляют ребенка в новом месте. В большинстве случаев дети прекращают играть, начинают плакать и пытаются следовать за родителями. Привязанность ребенка проявляется его реакцией после возвращения родителей. В норме ребенок бросается к родителям, просит взять его на руки, а затем может продолжить игру. При двойственном отношении ребенок отправляетеся к родителям, но может противиться желанию взять его на руки, а в ряде случаев проявляет гнев. При отсутствии привязанности к родителям ребенок не переживает при их уходе и не радуется при их появлении. Последние два варианта могут отражать невнимательное отношение к ребенку, либо его частое наказание родителями, что в итоге может привести к когнитивным и эмоциональным нарушениям. В настоящее время нет единого мнения относительно трактовки результатов этого теста с учетом темперамента ребенка или его выполнения в прошлом.

Речевое развитие. Появлению речи у ребенка предшествует ее понимание. Перед появлением первых слов в возрасте 12 мес. ребенок правильно отвечает на простые предложения или требования ("нет", "до свиданья", "дай") К 15 мес. ребенок со средним развитием указывает на основные части тела, самостоятельно и правильно использует 4-6 слов, включая существительные. Дети второго года любят использовать многосложные конструкции ( табл. 10.3 и табл. 11.1 ) и даже не расстраиваются, если их никто не понимает. Многие потребности и идеи ребенок продолжает выражать невербально.

Роль родителей и педиатров. Родители, которые не помнят важные этапы развития ребенка, пытаются вспомнить момент, когда он начал ходить, вероятно, потому, что хождение воспринимается многими как независимость. Очевидно, что способность ребенка скрыться от глаз родителей повышает вероятность травмы и требует дополнительного присмотра. Если ходьбе препятствует инвалидность pебенка, родители или воспитатели должны способствовать познанию окружающего мира путем использования инвалидных колясок или иных приспособлений.

Поступление ребенка в педиатрическую клинику может вызвать реакцию на незнакомую обстановку. Многие дети с интересом обследуют помещение, но при попытке их осмотра врачом пытаются укрыться у родителей. Дети, которые пугаются в руках родителей или избегают их рук в момент стресса, вероятнее всего не чувствуют привязанности к родителям. Особое беспокойство должна вызывать ситуация, когда за поддержкой ребенок oбpaщается к незнакомому человеку, а не родителям.

Смотрите также:

  • ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА