Второй год год жизни ребенка: возраст 18-24 мес.


Физическое развитие. Двигательное развитие в этот период идет активными темпами: ребенок становится более резвым и учится поддерживать равновесие, он начинает бегать и лазать по ступеням. Скорость прироста массы тела и роста сохраняется постоянной, тогда как увеличение окружности головы замедляется ( рис. 11.1 и рис. 11 2 ; табл 10.5 ).

Когнитивное развитие . В 18 мес когнитивное развитие отражает завершение сенсомоторного периода. Ребенок прочно уяснил постоянное существование предметов; он ожидает, где может быть предмет даже в том случае, если предмет не виден в начале движения ребенка. Лучше воспринимаются причины и следствия; ребенок демонстрирует гибкость в решении проблем - например, использует палочку для того, чтобы достать игрушку из труднодоступного места, либо ищет способ завести механическую игрушку. Символические трансформации в игре более не привязаны к собственному телу ребенка, поэтому куклу можно "кормить" из пустой тарелки. Подобно реорганизации в 9 мес. когнитивные изменения в возрасте 18 мес. коррелируют с важными этапами эмоциональной и речевой сферы ( табл. 11.1 ).

Эмоциональное развитие. Относительная независимость в предшествующий период времени переходит у многих детей к 18 мес. в избыточную привязанность. Эта стадия, которая носит название сближение, может представлять собой реакцию на растущую уверенность в возможности разлуки с родителями. Многие родители отмечают, что теперь ребенок повсюду следует за ними. Затрудняется отход ко сну: ребенок может плакать либо злиться. Многие дети переносят свою любовь на какое-то конкретное одеяло или мягкую игрушку - иногда она становится символом отсутствующего родителя (психоаналитический термин - "объект"). Переходный объект сохраняет свою значимость для ребенка до тех пор, пока переход к символическим мыслям не будет завершен и символическое присутствие родителей не будет полностью уяснено. Индивидуальные различия темперамента как детей, так и родителей играют определяющую роль в установлении баланса между конфликтами и привязанностью.

В этом возрасте впервые появляется застенчивость и внутренние стандарты оценки. Глядя в зеркало, дети сначала будут дотрагиваться до своего лица, а не на изображение в зеркале (например, при наличии красных точек на носу или иных необычных черт). Ребенок начинает понимать, что игрушка сломалась, и несет ее родителям, чтобы починить. Пытаясь дотронуться до запрещенного предмета, дети могут повторять себе "нет, нет", но поскольку они все равно дотрагиваются до запрещенных предметов, это отражает относительную слабость внутренних принципов на этой стадии развития ( табл. 11.1 ).

Речевое развитие. Возможно, наиболее значимые достижения этого периода относятся к речевому развитию. Выяснение названий тех или иных предметов совпадает с началом символического мышления . Дети могут указывать на вещи указательным пальцем, а не всей рукой: они обращают всеобщее внимание на предмет не для того, чтобы взять его в руки, а чтобы узнать его название. Когда такое протолингвистическое присваивание имен сопровождается вопросом "Что-о-о?", то намерения ребенка становятся ясны. Осознание того, что вещи можно заменять их названиями, сопровождается увеличением словарного запаса от 10-15 слов в 18 мес. до 100 слов и более к 2 годам. Запомнив около 50 слов, ребенок начинает их комбинировать, создавая прост предложения. На этом этапе дети начинают понимать двухэтапные команды, например "дай мне мяч, а потом принеси свои ботинки". Появление вербального общения отражает завершение сенсомоторного периода развития ребенка. Как только дети обучаются использовать символы для выражения своих мыслей и решения проблем, необходимость в познании на основании прстых ощущений и двигательных манипуляций отпадает ( табл. 11.1 ).

Роль родителей и педиатров. По мере повышения подвижности физические границы исследования окружающего мира начинают играть все меньшее значение; большее значение для контроля поведения и познания начинают приобретать слова. У детей с задержкой речевого развития часты поведенческие нарушения. Речевое развитие ускоряется, если родители и воспитатели используют четкие, простые фразы, задают вопросы и отвечают на неполные речевые или невербальные вопросы детей. Регулярный совместный просмотр книг с картинками - идеальный способ речевого развития.

Врачи должны помочь родителям понять причину излишней привязанности ребенка, появления драгоценного одеяла или плюшевого медвежонка. Лечение поведенческих расстройств и обследование детей с задержкой речевого развития изложено в гл. " Дошкольный возраст ". Очень важно помочь родителлм понять и привыкнутъ к различному проявлению темперамента своих детей.

Смотрите также:

  • ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА