Диагностика задержки развития у детей грудного и дошкольного возраста


Самой распространенной методикой обследования поведения новорожденного является шката NBAS. Она позволяет количественно оценить состояние нервной системы, адаптацию к условиям жизни, наличие примитивных рефлексов, организацию поведения, способность к саморегуляции и общению в возрасте до 1 мес.

NBAS не позволяет предсказать развитие ребенка в более старшем возрасте; это неудивительно с учетом огромного влияния факторов окружающей среды на процесс развития. На практике caмa процедура обследования играет положительную роль. Демонстрация способностей поведения ребенка и его уязвимости (например, способность зрительно следить за предметами и поворачивать голову по направлению к звуку, а также уязгимость в отношении избыточной стимуляции) способствует спустя несколько месяцев созданию лучших условий окружающей среды для ребенка

Для детей 1-5 лет процесс диагностики может включать формальную оценку развития, наблюдение за ними в игровой комнате, беседу с родителями и членами семьи, наблюдение за ребенком в домашних условиях, а также проведение консилиумов. Обследование ребенка нередко осуществляют разные специалисты: педагоги, психологи, социальные работники, терапевты, педиатры и даже родители. Педиатры отвечают за накопление медицинских сведений о ребенке и его семье с течением времени. Диагностика и лечение детей проводятся в рамках федеральных и штатных программ раннего обследования детей.

Для детей младшего возраста лечебные меры напрямую связаны с участием родителей. Федеральный закон раннего обследования детей обязывает привлекать семьи на всех этапах обследования ребенка и наблюдения за его развитием.

Для наблюдения за развитием ребенка и консультирования родителей педиатр должен иметь достоверные сведения об эффективности ранних мероприятии. В отношении детей с социальными факторами риска/влиянием внешней среды (например, бедность) имеются четкие сведения о том, что ранние мероприятия приводят к быстрому повышению показателя IQ, последующей успеваемости в школе, удовлетворенности работой и социального благополучия. Для детей с биологическими факторами риска (недоношенность) ранние мероприятия включают лечение и поддержку родителей (визиты на дом, обучение родителей); это приводит к значительным достижениям когнитивного и эмоционального развития. В отношении детей с имеющейся задержкой любого вида развития полученные сведения более сложны и противоречивы. Достижения по уровню IQ более умеренны; наибольшие успехи отмечаются у детей с менее тяжелой патологией. Вместе с тем даже в сложных случаях ранние меры способствуют нормализации отношений в семье и устраняют родительский стресс. Значительные достижения возможны у детей с аутизмом , которым проводят интенсивную речевую и межличностную терапию.

Смотрите также:

  • ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА