Дошкольный возраст: речь


Речь, познание и игра - все эти три сферы образуют символическую функцию - способ общения с внешним миром, который появляется в дошкольном периоде.

РЕЧЬ. В возрасте 2-5 лет отмечается самое быстрое развитие речи. Словарный запас увеличивается с 50-100 до 2000 слов и более. Предложения усложняются: телеграфные фразы сменяются предложениями с разнообразными грамматическими конструкциями В возрасте 2-5 лет количество слов в типичном предложении соответствует количеству лет ребенка. Начиная с 2,5 лет ребенок использует местоимения ("мой, его, ее мяч"), глаголы ("я играю"), вопросы и отрицания. В 2-3 года дети способны досчитать до 4 и используют прошедшее время, а в 5 лет - будущее.

Важно различать способность говорить (образование четких звуков) и саму речь, которая отражает внутренний мыслительный процесс. Речь включает функции передачи и восприятия информации. На одном и том же уровне развития ребенка восприятие (понимание) речи варьирует в меньшей степени, чем воспроизведение речи, поэтому первый параметр имеет большее прогностическое значение.

Восприятие речи зависит в первую очередь от количества стимулов, поступающих из внешней среды. К ключевым факторам относят количество и разнообразие речи, направленной по отношению к ребенку, а также количество вопросов и иных способов побуждения к общению. Огромное различие этих параметров в семьях с низким и высоким социальным положением обусловливает несоответствие речи таких детей в дошкольном возрасте, а также различные успехи в школе.

И хотя опыт влияет на скорость развития речи, многие лингвисты полагают, что основные механизмы обучения речи жестко фиксированы в головном мозге. Дети не просто имитируют речь взрослых; скорее они извлекают сложные правила грамматики из окружающей их речи, создавая безусловные гипотезы. Подтвердить существование таких безусловных правил можно на основании анализа грамматических ошибок. Дети имеют врожденную склонность создавать язык. Например, глухие сироты, выросшие среди не обученных сурдологическому языку взрослых, изобретают свой собственный язык жестов, включая все важные правила грамматики.

Речь - важнейший показатель когнитивного и эмоционального развития ребенка. Задержку умственного развития в возрасте 2 лет можно впервые отметить на основании задержки речевого развития. Жестокое обращение с ребенком и плохой уход также приводят к задержке речевого развития, особенно способности выражать эмоциональное состояние. Речь играет важную рать в регуляции поведения посредством внутренней речи; последняя используется для повтора ребенком запретов взрослых сначала вслух, а затем про себя. Речь также помогает детям выражать свои чувства (например, гнев или страх) без конкретных действий, следовательно, у детей с задержкой речевого развития более вероятны вспышки гнева или другие варианты неадекватного поведения .

Речевое развитие в дошкольном возрасте является основой успешного обучения в школе. Около 35% американских детей поступают в школу без адекватных языковых навыков - обязательного условия изучения грамоты. И хотя большинство детей обучаются чтению и письму в начальной школе основа их грамотности закладывается именно в дошкольные годы. Частое повторное написание тех или иных слов в раннем возрасте позволяет детям понять смысл письма (например, для рассказа историй или отправки писем) и осознать основные его правила (слева направо сверху вниз). Ранние ошибки в письме, равно как и в речи, показывают, что обретение грамотности - зто активный процесс, который включает создание гипотез и проверку их правильности. Одна из гипотез заключается в том, что длинные слова имеют больше букв вне зависимости от того, какие именно эти буквы. В позднем возрасте буквы используют для формирования слогов.

Книги с картинками играют особую роль не только для ознакомления маленьких детей с напечатанными словами, но и для развития вербальной речи . Чтение вслух в присутствии ребенка представляет собой диалоговый процесс, при котором родитель обращает его особое внимание на какую-либо картинку, а затем задает вопрос: "Кто это?". После ответа ребенка родитель подтверждает его следующей фразой: "Правильно, это собака". Такие вопросы и ответы во время прочтения книги повторяются много раз. По мере роста и развития ребенка вопросы должны становиться сложнее и включать этап описания: "Какого цвета эта собака?" или "Что же собирается делать эта собака?". Одновременное рассмотрение картинки ребенком и родителем, активное участие в процессе, немедленная обратная связь с ребенком, повторы и возрастающая сложность вопросов позволяют сделать это упражнение очень полезным для формирования речи.

В период быстрого освоения речи наиболее вероятно и появление феномена неравномерности развития и заикания . Самые распространенные сложности (около 5% случаев) включают паузы и повторы первых звуков. Стресс или возбуждение усиливает это затруднение, которое чаще всего впоследствии разрешается самостоятельно. У 1% детей выраженное заикание сохраняется. Показания для направления ребенка к специалисту включают повторы всего слова или его части, удлинение звуков, блокирование слов, напряжение мышц лица, избегание речи, сохранение заикания более 6 мес. Лечение в nepвую очередь связано с консультированием родителей, которых убеждают ограничить давление на ребенка в связи с его речью. Целесообразность использования метронома, речи по слогам, а также электронных устройств, которые изменяют слуховую обратную связь, противоречива.

Смотрите также:

  • ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА