Дошкольный возраст: роль родителей и педиатров в когнитивном развитии


Значимость речи как объекта для оценки и вмешательства взрослых невозможно переоценить, поскольку речь - четкий показатель когнитивного и эмоционального развития ребенка, а также ключевой факгор регуляции поведения и успеха в школе. Выявление и оценка задержки речевого развития - важные этапы профилактической работы с детьми. Родители могут поддерживать эмоциональное развитие, используя слова, которые выражают змоциональное состояние ребенка ("Ты выглядишь сейчас рассерженным"), а также побуждая ребенка использовать эти слова самостоятельно вместо того, чтобы выражать эмоции действиями.

Родители должны ежедневно посвящать достаточное время на чтение и просматривание книг вместе с ребенком. Программы, в рамках которых педиатры раздавали книги с рисунками и объясняли родителям важность этих мероприятий, доказали свою эффективность: родители больше читали вслух и способствовали речевому развитию детей, особенно в семьях с низким социальным статусом.

Важно также выяснить, каким образом ребенок понимает такие феномены, как болезнь и лечение. Многие дети воспринимают иглу для инъекций как огромный предмет, способный проткнуть их как воздушный шар. Словесное объяснение часто не может убедить детей в безопасности этой процедуры; в подобных случаях прибегают к воображаемому уколу куклы, чтобы ребенок увидел отсутствие его серьезных последствий. Объяснения, которые включают несколько противоречивых аспектов ("Придется немного потерпеть, но это защитит тебя от болезни"), обычно не приносят положительных результатов; присутствие спокойного родителя действует более благотворно. Детям с преждевременным речевым развитием родители могут давать слишком сложные объяснения происходящих действий, хотя речевое развитие нечасто соответствует интеллектуальным способностям.

Воображаемые действия, которые наполняют игру, и магические, божественные мысли могут также способствовать развитию стойких страхов , Более 80% родителей сообщают о наличии у них в дошкольном возрасте по крайней мере одного стойкого страха, и около 50 % сознаются о присутствии семи страхов и более. Отказ принимать ванну или садиться на унитаз может объясняться страхом быть смытым в канализацию, что отражает незрелое восприятие ребенком относительных размеров. Попытки разумно объяснить, что в туалете нет никаких чудовищ, часто не дают эффекта, поскольку мысли ребенка иррациональны, но родители могут прибегнуть к иному приему - рассказать о специальном спрее против чудовищ, что позволило избавиться от них во всей квартире. В целом стремление ребенка верить в силу и могущество своих родителей часто позволяет им вселять в детей чувство безопасности по мере расширения детского кругозора.

Смотрите также:

  • ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА