Дошкольный возраст: роль родителей и педиатров в развитии ребенка


Многие родители жалуются, что не понимают своих детей дошкольного возраста хотя бы некоторое время. Быстрый переход от избыточной привязанности к вызывающей независимости, от замысловатой речи к детской беспомощности, от ангельской радости к бесконтрольному гневу способен подорвать родительскую уверенность в собственных силах и терпение. Консультирование родителей по основным этапам поведенческого и эмоционального развития, а также рассказ о нормальных родительских чувствах (гнев, вина или смущение) позволяют ограничить родительское беспокойство по поводу ребенка и самих себя. Многие родители не решаются говорить об этих проблемах при визите к врачу из-за чувства смущения либо из-за незнания возможности педиатра помочь в этих вопросах.

Иногда бывает затруднительно решить, является ли поведение ребенка вариантом нормы или свидетельствует о каких-то проблемах. Особого внимания должны заслуживать родители, которые сами не рассказывают ничего хорошего о своем ребенке, что свидетельствует о чрезмерно строгой или даже карательной дисциплине в семье либо о существовании проблем (например, вспышки гнева) в детском саду, где большинство детей обучаются самоконтролю. Наличие хронического соматического заболевания, задержки развития или необычных семейных стрессов обусловливает необходимость более подробного обследования такого ребенка. Иногда целесообразно направить ребенка с родителями к психиатру. Обращение к Классификации психические болезней у детей и подростков в DSM для врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь, помогает педиатрам выявить психические проблемы и заболевания, которые требуют направления в психиатру.

Физическое наказание принято во многих традиционных культурах, однако не соответствует современному обществу, в котором живет большинство семей. Сведения о вреде шлепков для детского организма отсутствуют, однако регулярное физическое наказание отражает избыточное желание родителей контролировать поведение ребенка, а также неспособность владеть другими методами воспитания. Родители обычно говорят, что им не нравится физическое наказание, но они не видят другого способа влиять на ребенка. Педиатры в таких случаях возражают, что битье - это не метод воздействия или что его нельзя применять постоянно. По мере привыкания ребенка к постоянному физическому наказанию родителям приходится усиливать его, что повышает риск серьезной травмы ребенка. Конечно, тяжелое физическое наказание позволит избавиться от нежелательного поведения ребенка, однако психологическая цена такого воспитания может оказаться очень высокой. Дети имитируют физическое наказание в своих играх и действиях, нередко они пытаются дать родителям сдачи. Педиатры должны приложить все усилия, чтобы отговорить родителей от этой меры наказания либо позволять ее только в крайних случаях. Альтернативой служат более эффективные методы воспитания: регулярное объяснение детям границ дозволенного, понятное общение и частое одобрение. Объявление ребенку бойкота - один из хорошо изученных методов нефизического наказания ребенка: срок такого бойкота должен составлять не более 1 мин на год жизни ребенка. Для эффективного использования этого метода родители должны получить подробную инструкцию у педиатра.

Смотрите также:

  • ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (2-5 лет)