Дошкольный возраст: эмоциональное развитие ребенка
Эмоциональные задачи, которые стоят перед ребенком дошкольного возраста, включают признание ограничений на фоне сохранения самостоятельности поведения, укрощение агрессивных и сексуальных порывов, а также взаимоотношения с расширяющимся кругом детей и взрослых. В 2 года ограничения поведения преимущественно внешние, но к 5 годам эти ограничения должны быть обусловлены внутренними предпосылками - таково обязательное условие для начала занятий в школе. Успех достижения этой цели зависит от эмоционального развития, особенно от способности представить себе образ надежного взрослого человека, который обеспечивает безопасность в моменты стресса. Дети должны чувствовать себя достойными одобрения взрослых - в этом случае их действия направлены на достижение такой цели.
Дети начинают понимать, какое поведение допустимо и сколько сил они потратили с важными для себя взрослыми на изучение пределов допустимого поведения Процесс обучения усиливается, если предполагает особое внимание взрослых, даже при негативном характере такого внимания, а также в случае противоречивого поведения. Обучение часто вызывает родительский гнев или неоправданное волнение, поскольку попытки ребенка отделиться создают соответствующую проблему для родителей - разрешить или нет. Узкие рамки могут подорвать в ребенке инициативу, противоположная крайность обусловливает вседозволенность и беспокойство ребенка по поводу отсутствия над ним контроля.
Обеспечение контроля является центральным аспектом жизни ребенка. Маленькие дети не способны контролировать многие аспекты своей жизни: куда идти, сколько времени стоять, что принести домой из магазина. Кроме того, они склонны к потере внутреннего контроля, что проявляется вспышками гнева . Когда родитель соглашается с потребностями ребенка, поощряя такие вспышки, они становятся основным инструментом для достижения собственной цели. Вспышки гнева могут спровоцировать страх, усталость или соматический дискомфорт. Они появляются обычно к концу первого года, а максимальная выраженность приходится на период 2-4 лет Длительность вспышек более 15 мин или их регулярное возникновение более 3 раз в день свидетельствует о лежащих в их основе медицинских, эмоциональных или социальных проблемах. Частые вспышки в возрасте старше 5 лет обычно сохраняются на протяжении всего детского возраста.
Дети дошкольного возраста часто испытывают сложные чувства по отношению к своим родителям, которые могут включать ощущение собственности одного родителя, ревность и негодование в отношении другого, а также страх того, что эти отрицательные чувства могут привести к потере кого-то из родителей. Эти эмоции, которые часто лежат за пределами понимания или способности выражения ребенка, могут проявляться изменчивым настроением. Разрешение такого кризиса, которое часто занимает несколько лет, сводится к негласному решению ребенка имитировать своих родителей, а не конкурировать с ними. Игра и речь стимулируют развитие эмоционального контроля, позволяя детям выражать свои эмоции и радоваться вознаграждению (например, превращению в большого и сильного человека, что пока не соответствует действительности).
Любопытство в отношении наружных половых органов, в том числе и взрослых людей, - это нормально, равно как и мастурбация. Мастурбация, которая входит в привычку и влияет на повседневные действия ребенка, а также имитация полового акта с куклами или со сверстниками, имйтация развратных действий взрослых наводит на мысль о возможном половом преступлении против такого ребенка. Стыдливость появляется в возрасте 4- 3 лет и зависит в значительной степени от культурной среды и семейных привычек.
Смотрите также: