Методы статистики в описании развития ребенка


Методы статистики в описании физического и других вариантов развития.

В повседневной практике термин "нормальный" является синонимом термина "здоровый". С точки зрения статистики "нормальный означает, что тот или иной перечень значений составляет нормальное распределение, (формируя колоколообразную, или гауссову, кривую. Это понятие относится к антропометрическим (рост, масса тела), а также другим показателям развития, например к возрасту, когда ребенок может самостоятельно вставать. При нормальном распределении график зависимости частоты (число детей с тем или иным ростом либо детей, которые могут самостоятельна стоять в этом возрасте) по оси ординат от количественного показателя (рост или масса тела) по оси абсцисс имеет форму колокола. При идеальной форме колокола пик ее ответствует среднему арифметическому показаателю в выборке, а также медиане и моде. Медиана в статистике - это такое значение, выше и ниже которого располагается 50% наблюдений; мода в статистике - показатель, имеющий максимальное число наблюдений. Несимметричное распределение характеризуется различным значением среднего, медианы и моды.

Степень группировки наблюдаемых значений около среднего показателя определяет ширину колокола и может быть описана математически с помощью стандартного отклонения (SD). В идеальной кривой с нормальным распределением число наблюдений с диапазоном значений, которые выше или ниже среднего на 1 SD, составляет 68%, а на долю каждого остатка выше и ниже 1 SD от среднего приходится по 16%. Диапазон 2 SD составляет 90% (при этом на долю каждого остатка выше или ниже 2 SD приходится по 2,5%); диапазон 3 SD - 99,7% ( табл. 7.3 , рис. 7.2 ).

Результат любого однократного измерения можно выразить расстоянием от среднего значения в виде SD (так называемый индекс z ); затем можно обратиться к таблице нормального распределения для определения процента измерений, соответствующих этому расстоянию от среднего. В настоящее время существует программное обеспечение, позволяющее с эпидемиологической целью преобразовать антропометрические данные в индексы z . Если в процессе измерения получено значение, которое выходит за пределы 2 или 3 SD по обе стороны от среднего (показатель 2 или 3 выбирается произвольно), то говорят об атипичном результате, который, однако, не обязательно свидетельствует о патологии. Но чем дальше тот или иной показатель (рост, масса тела, IQ) отстоит от среднего, тем выше вероятность, что он представляет собой не вариат нормы, а иное, возможно патологическое, состояние.

Другой способ отнести показатель к той или иной группе сводится к использованию процентилей . Процентилем называют процент лиц в группе, показатель которых достиг определенного значения (например, рост достиг 90 см), либи процент лиц, имеющих то или иное достижение. Для антропометрических показателей пограничный уровень процентилей подсчитывают на основании среднего и SD. 5-й, 10-й и 25-й процентили соответствуют приблизительно 1.65, -1,3 и -0,7 SD соответственно. На рис. 7.2 отражено, каким образом частота распределения определенного параметра (например, роста) в разном возрасте соответствует линиям процентилей на Диаграмме роста. Для характеристики отдельных этапов развития процентили часто выражают в виде прямоугольников на пересечении возраста (ось абсцисс) и процента испытуемых, достигших того или иного этапа развития (ось ординат) ( рис. 7.3 ).

Смотрите также:

  • ОБЗОР И ОЦЕНКА ВАРИАБЕЛЬНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ