Паллиативная педиатрия: принятие решений


Ведение ребенка со смертельной болезнью постоянно требует принятия тяжелых решений. Они касаются информирования родителей о состоянии ребенка, оценки преимуществ и опасностей назначения того или иного лекарственного средства, например кортикостероида, обезболивания, могущего оказать двоякое действие, целесообразности продолжения искусственно поддерживать жизненные функции, применения еще недостаточно изученных или альтернативных методов лечения. Принимая такие решения, следуел спрашивать себя, что еще мы можем сделать, а не чего можно не делать. Следует не сводить обсуждение тактики к вопросу о том, оправданы ли у данного больного реанимационные мероприятия, а исходить из цели проводимой терапии В этом случае само собой понятно, какие действия отвечают интересам ребенка. При ведении истории болезни лучше не употреблять неопределенных терминов типа "экстраординарные меры", не записывать, чего делать не надо (например, не брать кровь на исследования, обязатгльные в отделениях интенсивной терапии), а указывать, что именно необходимо делать (например, санировать дыхательные пути). В принятии решений родителям нужна поддержка, чтобы они не чувствовали себя обязанными единолично решать, что лучше для ребенка. Следует не просто спросить их, хотят ли они, чтобы ребенку проводили сердечно-легочную реанимацию, а обсудить с ними, какое решение отвечает интересам ребенка. Когда цель терапии согласована, врач должен написать подробный план ведения умирающего ребенка с рекомендациями по введению лекарственных средств и номерами телефонов медицинских работникоь, хорошо знающих больного, и вручить его родителям. Копии плана передаются медицинским работникам и службам, участвующим в оказании помощи, чтобы им было легче связаться друг с другом, особенно в экстренных ситуациях.

В процессе принятия решений возможны конфликты родителей между собой, ребенка с родителями, родителей с медицинскими работниками, медицинских работников между собой. В отношении детей, которые не в состоянии высказать своего мнения (новорожденные, дети раннего возраста, умственно отсталые), решение о том, что в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, принимают родители и медицинские работники. В некоторых семьях и культурных укладах единство семьи ценится гораздо выше, чем правдивость в обсуждении ситуации и самостоятельность в принятии решений. Несогласие в решениях встречается часто, но их удается преодолеть, если стороны готовы к обсуждению и понимают, что их цель - облегчить страдания больного. Принятие решений в отношении смертельно больных подростков имеет особенности, связанные с тем, что это во многом почти взрослые дюди.

Эвтаназия - преднамеренное активное вмешательство с целью прекращения жизни больного. Прекращение какого-либо лечения, тяжесть которого больше благоприятного действия, эвтаназией не является. Достаточное обезболивание, даже если его побочным эффектом может быть сокращение жизни больного (двоякое действие), тоже не расценивается как эвтаназия. Несмотря на некоторые споры, большинство специалистов по паллиативной помощи выступают против эвтаназии и самоубийства с врачебной помощью (например, опираясь на мнение врача, как именно его осуществить), так как детям и подросткам обычно не свойственно активное желание скорее умереть, они ищут облегчения боли и страдании.

Смотрите также:

  • ПАЛЛИАТИВНАЯ ПЕДИАТРИЯ