Первый год жизни ребенка: возраст 2-6 мес.


Появление осознанной улыбки ребенка и повышение времени контакта глазами в возрасте 2 мес. обусловливает изменения во взаимоотношениях с родителями, спровоцированные ощущением взаимной любви. В последующие несколько месяцев отмечается резкое расширение двигательного и социального контроля, а также активация когнитивных функций ребенка. Взаимная регуляция принимает форму сложных социальных взаимоотношений.

Физическое развитие. В 3-4 мес. скорость прироста массы тела замедляется примерно до 20 г/сут ( табл. 10.5 , рис. 11.1 и рис. 11.2 ). Ранние рефлексы, которые ограничивали сознательные движения, сейчас угасли. Исчезновение асимметричного тонического рефлекса шеи у ребенка свидетельствует о том, что ребенок начинает обследовать предметы по срединной линии и обращаться к ним обеими руками. Ослабление раннего xватательного рефлекса позволяет детям брать предметы и при желании их отпускать. Новый предмет провоцирует нацеленное, хотя и неэффективное пока стремление дотянуться до него. Качество спонтанных движений также меняется; крупноразмашистые подергивания сменяются мелкоразмашистыми; появившиеся круговые движения называют суетливостью . Отсутствие суетливости либо ее изменение у ребенка может представлять собой фактор риска поздних неврологических нарушений.

Повышение контроля за сгибанием тела позволяет добиться его умышленного перекатывания. Дети, которых постоянно укладывают во время сна на спину (для профилактики синдрома внезапной детской смерти ), учатся переворачиваться несколько раньше. Как только ребенок приобретает способность ровно фиксировать голову в положении сидя, он начинает смотреть на предметы со стороны; это позволяет ему, например, брать пищу с ложки. В то же время созревание зрительного аппарата обеспечивает большую глубину поля зрения.

Общая суточная потребность в сне у детей этого возраста составляет 14-16 ч, причем 9-10 ч приходится на ночное время. Продолжительность каждого сна у 70% детей до 6 мес. составляет 6-8 ч ( рис. 10.1 ). К 4-6 мес. на ЭЭГ, записанной во время сна, четко различаются фаза быстрого сна и четыре стадии медленного сна . Цикл сна остается короче, чем у взрослых (50-60 мин по сравнению с 90 мин), поэтому ребенок чаще переходит к легкому сну (2-я стадия) либо просыпается на протяжении ночи.

Когнитивное развитие. Общее влияние этого развития реализуется в качественном изменении поведения ребенка. Четырехмесячный ребенок начинает впервые проявлять интерес к окружающему миру. В процессе кормления он начинает обращать внимание не только на мать, но и отвлекается. Находясь на руках, он поворачивает голову в сторону. Дети этого возраста начинают также изучать собственное тело: они долго рассматривают руки, издают звуки, надувают пузыри, трогают уши, щеки и гениталии. Это изучение отражает раннюю стадию понимания причин и следствия - ребенок осознает, что преднамеренные мышечные движения создают ожидаемые тактильные и зрительные ощущения. Кроме того, ребенок начинает осознавать человеком самого себя. Затем дети связывают некоторые ощущения с частым повторением тех или иных действий. К примеру, проприоцептивное ощущение выставленной вверх руки и шевеления пальцами всегда сопровождается зрительным обнаружением шевелящихся пальцев. Подобные ощущения самого себя впоследствии обретают внутреннюю связь и могут воспроизводиться по желанию ребенка. В свою очередь, ощущения, которые не связаны с самим собой, повторяются менее часто и имеют другие комбинации. Звуки, запах и ощущение матери в ряде случаев возникают сразу же после крика, а иногда - нет.

Эмоциональное и коммуникативное развитие . Озирающиеся по сторонам дети все сложнее общаются с внешним миром. Основные эмоции - гнев, радость, интерес, страх, раздражение и удивление - появляются в ответ на соответствующие раздражители и сопровождаются характерным изменением выражения лица. Находясь лицом к лицу с доверенным взрослым, ребенок имеет одинаковое с ним выражение лица на протяжении 30% времени, копируя интенсивность улыбки, ширину открытых глаз и иные черты. Каждые несколько секунд развивается комплекс оживления: ребенок осматривается, затем устраивается в прежнее положение и продолжает общение. Если родитель отворачивается, то ребенок наклоняется вперед, тянется или прикладывает другие усилия, чтобы заставить взрослого возобновить общение; в ином случае ребенок начинает гневно плакать.

Дети родителей с депрессией действуют иначе: они выполняют меньше координированных движений с родителями и предпринимают меньше попыток привлечь их обратно к игре. При отсутствии родителей эти дети становятся не гневными, а печальными или усталыми. Общение лицом к лицу отражает способность ребенка разделять эмоциональное состояние родителей - первый этап развития коммуникативных способностей. Кроме того, такое общение отражает развивающиеся ожидания социальных отношений родителей и ребенка.

Роль родителей и педиатров. Развитие двигательных и чувствительных способностей подготавливает ребенка 3-6 мес. к активным действиям и общению. Такой ребенок кажется более умным и привлекательным по сравнению с его состоянием несколько недель назад. Некоторые родители негативно воспринимают попытку 4-месячного ребенка повернуть голову в сторону, опасаясь, что ребенок их больше не любит. Вместе с тем большинство родителсй называют этот период счастливым, они радостно сообщают, что могут поддерживать "разговор" со своим ребенком, который сначала "высказывается", а затем слушает. Педиатры разделяют эту радость, когда ребенок начинает кокетничать. Если визит к врачу не кажется радостным и беззаботным, то причиной тому могут быть социальное неблагополучие, трудности семейной жизни, психическое заболевание родителей либо сложные взаимоотношения ребенка и родителей.

Смотрите также:

  • ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА