Первый год жизни ребенка: возраст 6-12 мес.


В возрасте 6-12 мес. увеличиваются подвижность ребенка и изучение им окружающего мира, ускоряется когнитивное и коммуникативное развитие , изменяется форма привязанности и расставания с родителями. У ребенка развиваются воля и намерения - качества, которые большинство родителей приветствуют, но затрудняются воспитать.

Физическое развитие. Рост ребенка еще сильнее замедляется ( табл. 10.5 , рис. 11.1 и рис. 11.2 ). Способность сидеть без поддержки (около 7 мес), поворачиваться в положении сидя (9-10 мес.) и брать предметы в руку (около 9 мес.) дает возможность обращаться одновременно с несколькими объектами и экспериментировать с новыми предметами. Многие дети начинают ползать и пытаются вставать уже в возрасте 8 мес., а в 11-12 мес. делают свой первый шаг (самостоятельно или в ходунках). Двигательные навыки сопровождаются активной миелинизацией нервов и увеличением массы мозжечка . Описанные достижения увеличивают способность ребенка познавать окружающий мир и создают для него дополнительную физическую опасность. Происходит прорезывание зубов (чаще всего - центральных резцов нижней челюсти; табл. 10.6 ). Развитие зубов частично отражает созревание скелета и костный возраст ( табл. 10.7 ).

Когнитивное развитие. Все вещи познаются через рот: ребенок берет новые предметы, осматривает их, перекладывает из руки в руку, бросает, а потом берет в рот. Каждое действие демонстрирует попытку понять предназначение предмета. Сложность игры ребенка, применение различных схем с тем или иным предметом хорошо отражает когнитивное развитие в этом возрасте. Удовольствие, настойчивость и энергия, с которыми ребенок пытается решить возникающие сложности, отражают существование внутреннего стимула или стремления к совершенствованию. Навык развивается лишь в том случае, если ребенок чувствует себя уверенно; чем менее выражена привязанность родителей и ребенка, тем меньше экспериментов он совершает и тем слабее его навыки.

Важный этап развития ребенка - понимание постоянного существования предмета (около 9 мес.), т.е. даже в тот момент, когда он не виден. В 4-7 мес. ребенок опускает взгляд вслед за упавшим мячом, но быстро забывает о нем, если сразу не находит глазами. Осознание постоянного существования предмета заставляет его продолжать поиск и найти предмет, спрятанный под одеждой или за спиной взрослого.

Эмоциональное развитие. Осознание постоянного существования предмета сопровождается качественными и количественными изменениями социального и коммуникативного развития. Ребенок попеременно переводит взгляд между приближаюгцимся незнакомцем и родителем, он может с силой вцепиться в кроватку или тревожно закричать. Разлука с родителями часто становится более затруднительна. Дети, которые спокойно спали на протяжении всей ночи, начинают просыпаться и кричать, хотя прекрасно помнят, что родители находятся в соседней комнате. В то же время появляется новая потребность в независимости. Ребенок более не соглашается, чтобы его кормили: он отворачивается от приближающейся ложки или настаивает на том, чтобы удерживать ее самостоятельно. Самостоятельная еда хлеба, печенья развивает тонкие двигательные навыки; иногда это единственный способ накормить ребенка. Случаи, когда желание быть независимым и умелым вступает в конфликт с родительским контролем или ограниченными собственными способностями, приводят к развитию первых вспышек гнева ребенка.

Коммуникативные навыки. Дети в 7 мес. хорошо общаются с помощью невербальных навыков, выражая различные эмоции и отвечая на тот или иной тон голоса либо выражение лица. В 9 мес. ребенок начинает понимать, что эмоциями можно обмениваться между людьми; они радостно показывают родителям игрушку, как бы говоря: "Когда вы видите эту вещь, то счастливы так же, как я!". В возрасте 8-10 мес. лепет усложняется с появлением слогов ("ба-да-ма") и интонаций, напоминающих родную речь. В то же время дети теряют способность различать звуки, которые неразличимы в их родной речи. Первое настоящее слово, постоянно используемое для обозначения конкретного предмета или человека, появляется в момент понимания ребенком постоянного существования предметов. В этом возрасте книга с иллюстрациями представляет собой идеальный материал для увеличения словарного запаса. Используя знакомые книги, родители день ото дня показывают и называют одни и те же картинки; это позволяет выработать обратную связь с ребенком.

Роль родителей и педиатров. Изменение характера развития в возрасте 9 мес. приводит к тому, что прошлые проблемы с питанием и сном появляются вновь. Педиатры должны объяснить родителям при плановом посещении в возрасте 6 мес., что новые проблемы должны восприниматься с точки зрения прогресса, а не регресса. Двойственное отношение родителей к приобретению ребенком некоторой самостоятельности проявляется в том, что родители слишком поздно позволяют ребенку есть или пить самостоятельно (печенье в руку, воду в чашку) либо слишком настойчиво пытаются накормить его в одно и то же время. Отсутствие прибавки массы тела в этом возрасте часто отражает борьбу между родителями и ребенком по вопросу регулирования процесса кормления. Обсуждение вопросов развития самостоятельности ребенка и необходимости предоставления ему ограниченного числа альтернативных действий позволяет предупредить описанные выше проблемы.

Осторожность ребенка в отношении незнакомцев часто делает осмотр 9-месячного ребенка затруднительным, особенно если он склонен к негативной реакции на незнакомую ситуацию. В ряде случаев перед осмотром приходится потратить некоторое время на игру с ребенком и разговор с матерью. В рамках планового посещения ребенка врач может использовать книгу с картинками; он громко читает вслух, отмечая тем временем ряд особенностей поведения ребенка: изучение предмета, независимость, внимание, речь, важность физической близости и общей радости.

Смотрите также:

  • ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА