Печаль и реакция утраты у детей дошкольного возраста


Младенцы и дети дошкольного возраста не в состоянии в полной мере понять, что такое смерть, в частности ее необратимость. Реакция утраты при разлуке проявляется у них примитивным протестом, отчаянием, боязнью одиночества. Очень маленькие дети реагируют также на удрученное состояние окружающих. У детей раннего возраста печаль проявляется такими нарушениями эмоционального состояния, как беспокойство или сонливость, в тяжелых случаях - похудением.

Мыслительный процесс у детей дошкольного возраста дологический, он эгоцентричен и циркулярен. Они не в состоянии сопоставить причины и следствия и выдвигают сверхъестественные объяснения смерти близкого человека, иногда с элементами чувства вины и самообвинения (напоимер, "Он умер, потому что я не хотел с ним играть"). Дети осмысляют смерть через призму собственного опыта, через доступные им понятия сна, разлуки, травмы. Пытаясь осмыслить неизбежность и необратимость смерти, они неотступно задают одни и те же вопросы типа "Приедет ли Джонни к нам на каникулы, когда совсем умрет?" или "Когда они обратно соберут разбившийся самолет, чтобы мама могла прилететь домой и приготовить обед?". У маленьких детей эмоциональное состояние быстро меняется. Проявления печали то появляются, то исчезают. Реакция утраты сопровождается у них регрессивным поведением, навязчивым выражением желаний, грустью, гневом.

Смотрите также:

  • ПЕЧАЛЬ И РЕАКЦИЯ УТРАТЫ У ДЕТЕЙ