Печаль и реакция утраты у детей школьного возраста


Дети школьного возраста мыслят более конкретно, осознают необратимость смерти, начинают понимать суть биологических процессов в человеческом организме ("Ты умрешь, если твое тело перестанет работать"). Их восприятие формируется под влиянием сведений, полученных от родителей, сверстников и из средств массовой информации. Они задают откровенные вопросы о смерти, на которые взрослому трудно ответить (например. "Распадается ли человек после смерти на кусочки?"). Дети среднего школьного возраста испытывают более сильную тревогу, у них бывают явные симптомы депрессии и более выраженные, чем у детей дошкольного и младшего школьного возраста, соматические жаллобы. Дети школьного возраста часто сердятся на близких людей, которые не сумели спасти умершего, или на тех, кто, по их мнению, виноват в его гибели. Беседа с педиатром может оказать благотворное влияние на ребенка, особенно когда у него есть соматичеекие жалобы или когда дорогой ему человек умер от заболевания. Реакция на утрату может сопровождаться ухудшением поведения и успеваемости в школе из-за ослабления концентрации внимания и сосредоточенности на переживании утраты. Чтобы помочь в подобных случаях, важно тесное сотрудничество с учителями ребенка.

Приблизительно к 12-летнему возрасту появляется символическое и абстрактное мышление и способность к систематическому анализу гипотетических сценариев (по типу "а что если..."). Смерть и окончание жизни становятся для детей этого возраста скорее понятиями, чем событиями. Подростки уже начинают понимать сложные физиологические процессы, приводящие к смерти. Развитие чувства автономности и личной индивидуальности в совокупности с интенсивными физиологическими изменениями усиливает интерес к функциям организма и заставляет подростка сосредоточиваться на их проявлениях у себя самого. Иногда их особо привлекает трагическая, сенсационная или романтическая смерть, что находит свое выражение в подражании (например, "эпидемии" самоубийств) или преувеличении своей эмоциональной связи с умершим ("Он был моим лучшим другом"). Соматические проявления скорби иногда приобретают характер сложных синдромов, таких как расстройства пищевого поведения или конверсионные реакции, но могут ограничиваться теми же возникающими сразу симптомами, что и у детей более раннего возраста (например, боль в животе). Подростки склонны сосредотачиваться на мыслях о будущем, думать с том, как теперь сложится их жизнь. Поиски ответов на вопросы о достоинстве, безопасности, зле, справедливости могут приводить к депрессии, негодованию, неустойчивости настроения, ярости, саморазрушительному поведению или, наоборот, к осмыслению случившегося с философских или религиозных позиций ("Так устроен мир"), помогающему примириться с потерей. Особенно тяжело воспринимается смерть сверстника.

Смотрите также:

  • ПЕЧАЛЬ И РЕАКЦИЯ УТРАТЫ У ДЕТЕЙ