Печаль и реакция утраты у детей: общие сведения


Печаль - эмоциональное переживание утраты или реакция в предвидении ее. Далеко не всегда детям и семьям, переживающим утрату, требуется профессиональная помощь. Испытываемые ими печаль, тоска, одиночество предсказуемы и понятны. Большинство испытавших утрату семей сохраняет социальные связи и надеется на возвращение к нормальной жизни в новых условиях. Однако боль и страдание, которые испытывает человек в печали, нельзя автоматически расценивать как норму и игнорировать их. При неосложненной реакции на утрату педиатр, несомненно, должен помочь семье обрести равновесие. В более тяжелых случаях, в частности при посттравматическом стрессовом расстройстве, педиатр может быть первым, кто приходит на помощь ребенку и семье.

Особую проблему представляют дети с угрожающим жизни заболеванием или находящиеся в терминальной стадии смертельного заболевания. Врачи отказались от практики скрывать от ребенка и родителей информацию о его тяжелой болезни и прогнозе, поскольку поняли, что такая защита пациентов не облегчает их опасений и тревоги. Даже самые маленькие дети в действительности осознают тяжеть своего состояния. Ребенку с самого начала лечения следует сказать, что заболевание у него очень серьезное, от него можно умереть, но пообещать, что современное лечение поможет ему.

Смерть, особенно смертъ члена семьи - самая тяжелая утрата для ребенка. Она влечет за собой вторичные потрясения (изменение дохода семьи, возможная необходимость смены места жительства, ослабление эмоциональной поддержки со стороны семьи, изменения взаимоотношений в семье, например, когда ребенок теряет брата или сестру и становится единственным). Очень важно чтобы рядом с ребенком были стойкие и надежные взрослые, способные понять нужды ребенка и утешить его. Педиатр должен помочь семье осознать это и поощрить усилия взрослых.

Смерть, разлуки, утраты, обусловленные природными и техногенными катастрофой, к сожалению, становятся все более частыми явлениями в жизни детей. Они оказывают тяжелое влияние не только на тех, кого коснулись непосредственно. Множество детей подвергаются косвенному влиянию, узнав об этих событиях из средств массовой информации. Пример тому - повышение уровня тревожности в обществе после террористической атаки 11 сентября 2001 г и последующих попыток террористических актов с помощью бацилл сибирской язвы. Исследования показали, что дети, понесшие при крупных катастрофах личные утраты, более склонны смотреть посвященные этим вопросам телевизионные передачи, чем те, кого это не коснулось. Однако и последние смотрят телевизионные передачи и постоянно подвергаются воздействию травмирующих сцен и рассказов. У детей, лично переживших несчастье, чувство потери и опустошения очень сильное; одновременно произошедшее бедствие усугубляет ощущение личной потери, и появляются симптомы посттравматического стресса. При потере близких в результате нападения или катастрофы ребенку может потребоваться помощь психолога- профессионала. В ситуациях опасности и страха ребенок стремится быль ближе к тем, кто сохраняет присутстьие духа и способность защитить.

Реакция ребенка на утрату зависит от культурного уклада и традиций семьи и социально-политической обстановки. Предшествующее знакомство со смертельной болезнью и смертью также облегчает осмысление ее и утраты. Однако восприятие и переживание смерти близких зависит от уровня развития ребенка и во многом определяет его реакцию на утрату.

Смотрите также:

  • ПЕЧАЛЬ И РЕАКЦИЯ УТРАТЫ У ДЕТЕЙ