Печаль и реакция утраты у детей: роль педиатра в оказании помощи
Открытое обсуждение случившегося часто облегчает душевное состояние ребенка. Дети охотно делятся своими переживаниями с окружающими. Терр (Terr) и сотрудники обнаружили, что дети школьного возраста в попытке преодолеть горе часто стремятся подробно узнать о случившемся. Имея подробную и надежную информацию, педиатр должен предусмотреть возможность неспешного ее обсуждения с ребенком, родителями и всеми членами семьи. Он может облегчить душевное состояние ребенка несколькими путями.
Во-первых, дать ответы на вопросы о болезнях, смерти, страданиях, которые беспокоят ребенка. Следует заранее продумать ответы на наиболее распространенные вопросы типа: "Может ли это случиться со мной или с кем-нибудь другим, кого я люблю?", "Что будет дальше?", "Страдала ли она, умирая?". Ответы на все вопросы в одной беседе дать невозможно, но правдивые объяснения случившегося на понятном ребенку языке очень помогают даже совсем маленьким детям. Например: "Произошла автомобильная катастрофа, и папино сердце так пострадало, что больше не может биться. Он больше не дышит, не ест и не двигается. Koгда такое случается, человек умирает. Папа никогда не оживет". Пережившие утрату дети и родители часто готовы возложить вину за смерть близкого человека на медицинских работников, "позволивших" ему умереть. Дети школьного возраста нередко полагают, что возможности врача безграничны. Отсюда и утверждения, что "доктор N. спас бы маму", и вопросы врачу типа "почему вы не...?". Отвечать на такие вопросы надо взвешенно, ни в коем случае не пытаясь занять оборонительную позицию. Например, так: "Мы сделали все, чтобы спасти твою маму. Я готов ответить на все ваши вопросы по поводу ее лечения. Порой трудно понять, почему любимый человек должен умереть и покинуть нас".
Кроме того, беседа с педиатром дает возможность более спокойно обсудить болезненные эмоции и страхи, поделиться воспоминаниями. Позволяя членам семьи высказаться и формулируя объяснения в доступной ребенку форме, педиатр разъясняет ребенку, что такое смерть. Часто родители просят практической помощи. Предоставляя им литературу (художественную и нехудожественную), давая направления в медицинские учреждения, педиатр помогает им осознать, что другие люди понимают их скорбь, и облегчает нормализацию их эмоционального состояния. В определенных случаях целесообразно рекомендовать обратиться к психотерапевту. Способствует облегчению душевного состояния и то, что педиатр разъясняет понятие печали и дает основные рекомендации по лечению этого состояния. Не существует каких-то единых правил, по которым человек воспринимает утрату. Каждый скорбит по-своему, и дети печалятся не так, как взрослые. Горе - это не то, что можно "перешагнуть", а происходящий на протяжении всей жизни процесс адаптации к ней, к своему новому положению и восстановления социальных связей.
Задача педиатра - оценить здоровье и жизненные навыки семьи, помочь ей сплотиться и помочь друг другу вернуться к нормальной повседневной жизни. Родители и дети часто жалуются, что, будучи раздавленными горем, не в состоянии выполнять самую простую домашнюю работу типа уборки и приготовления пищи. Ребенок же быстрее преодолевает печаль, если он чувствует себя в безопасности, и повседневная жизнь в семье принимает обычное течение.
Профессиональные знания и понимание развития ребенка помогают врачу выбрать соответствующую его возрасту стратегию и в мягкой, неавторитарной манере помочь родителям в решении таких вопросов, как "Как мы скажем детям?", "А он знает, что он умирает?", "А я не заболею раком"?", "А что мне сказать в школе?", "Когда все будет как прежде?", "Стоит ли Саре смотреть передачи о страшных событиях?". "А надо ли Джонни идти на похороны?". Педиатр, во-первых, может помочь выделить главные вопросы, требующие решения ("Что предпочтительно для ребенка?", "Что вы думаете вам следует сделать, чтобы ребенок и вы сами ощутили эмоциональную близость в горе?"). Во-вторых, обсудить, как рассказать ребенку о предстоящих похоронах (например, "на похоронах будет много народу. Некоторые будут плакать, потому что переживают уход покойного. Тело будет в ящике, который называется гробом"). Наконец, можно предложить семье приемлемые варианты (например, "Может быть, Джонни хочет, чтобы присутствовала только семья?" или "Может быть, Джонни предпочтет вспоминать брата, не посещая службу?").
Врач должен учитывать факторы риска для семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Семейный звач, давно знающий семью и состояние умершего до болезни, способен оценить риск соматических и психических заболеваний у других членов семги. Следует обратить особое внимание на проявления реакции утраты, мешающие нормальной активности ребенка, его развитию и учебе. Оценка длительности, интенсивности и тяжести симптомов реакции утраты с учетом культурного уклада семьи помогает выявить ситуации, требующие терапевтического вмешательства. Реакцию утраты характеризуют как неослабевающую, интенсивную, стойкую или длительную. Полное отсутствие признаков печали, особенно неспособность обсуждать утрату или выражать скорбь, также должно настораживать.
Жалоб, симптомов и типов поведения, характерных для осложненной реакции утраты, не существует. Тем не менее пристального внимания требуют следующие ситуации:
- 1) стойкость соматических и психосоматических жалоб неясной этиологии (головная боль, боль в животе, расстройство сна и аппетита, конверсионные расстройства), возникших в связи " утратой, и пониженного настроения;
- 2) особые обстоятельства гибели близкого человека или разлуки (скоропостижная или насильственная смерть, бессмысленная, необъяснимая или не получившая правдоподобного объяснения смерть, тяжелая болезнь, неожиданная разлука);
- 3) затруднения в учебе и работе (снижение успеваемости, обрыв социальных контактов, агрессивность);
- 4) дополнительные изменения в жизни семьи - многократные потрясения, отсутствиe социальной поддержки, отсутствие полноценного ухода за ребенком, воцарившаяся в семье бессистемность повседневной жизни - приводящие к утрате чувства безопасности;
- 5) психологические расстройства - стойкое чувство вины и самообвинение, желание умереть или высказывание намерений о самоубийстве, тяжелая реакция на разлуку, мучительные галлюцинации, самоповреждения, саморазрушительное поведение, бессонница, искажения восприятия, сильное переживание ранее происшедшей смерти одного или нескольких близких людей.
Смотрите также: