Риск агрессивного поведения ребенка и задержки когнитивного развития


Унифицированные концепции: деловая модели, риск и устойчивость. Деловая модель предполагает, что состояние ребенка в любое время представляет собой результат взаимодействия биологического и социального влияния. Биологические факторы (темперамент и состояние здоровья) влияют и испытывают влияние окружающей среды. Например, недоношенный новорожденный может мало плакать и долго спать; родители могут приветствовать такое "хорошее" поведение, создавая условия для его недостаточного кормления и задержки физического развития. Задержка развития может укрепить мнение родителей о своей несостоятельности. На более поздней стадии импульсивность и невнимательность в сочетании с продолжительной недостаточностью питания могут обусловить начало агрессивного поведения ребенка. Причина агрессии в такой ситуации вовсе не преждевременные роды, недостаточное питание или депрессия матери, а совокупность указанных факторов.

И напротив, в адекватной окружающей среде дети с биологическими факторами риска могут развиваться хорошо. Так, недоношенный ребенок с ЭЭГ-поизнаками недоразвитой нервной системы может иметь повышенный риск задержки когнитивного развития. Вместе с тем этот риск будет реализован лишь при плохих взаимоотношениях ребенка и родителей. Оптимальный родительский контакт даже с умеренно недоношенными детьми сопровождается низким риском задержки развития.

Дети из бедных семей имеют двойной риск задержки развития - повышенную вероятность контакта со свинцом из окружающей среды и истощение, а также ограниченный доступ к корректирующим образовательным и медицинским программам. Своевременное использование программ, обеспечивающих раннее интенсивное всеобъемлющее и длительное воздействие на ребенка из группы риска (т е. такой уровень поддержки, который иные семьи могут получить только за деньги), влечет выраженное и стойкое ускорение их развития. Важное значение имеют ряннее выявление детей с риском задержки развития и адекватная поддержка их родителей

Грубая оценка риска задержки развития начинается с выявления очевидных факторов риска - низкого социального положения семьи , низкого уровня образование родителей , насилия со стороны общества. Одно классическое исследование, например, подтвердило практически прямую зависимость между развитием ребенка к 13 годам и числом социальных, а также семейных факторов риска в возрасте 4 лет ( рис. 7.1 ). Вместе с тем следует учитывать и факторы защиты, имеющие биологический (стойкость темперамента, спортивные таланты) и социальный характер. В знаменитом исследовании гавайских детей было показано, что каждый из них, кто впоследствии преодолел бедность, имел на протяжении своего развития по крайней мере одного доверенного взрослого - маму, папу, бабушку, дедушку или учителя.

Смотрите также:

  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА