Сексуальное насилие в отношении детей: клинические проявления


Если ребенок доверяет матери, он иногда сразу сообщает о факте сексуального насилия, и она обращается с ним к врачу немедленно. Если доверие ребенка к матери недостаточно, он может скрывать этот факт неопределенно долго или позже поделиться своей бедой с товарищем или его матерью, родственником, уителем, школьным психологом. Может рассказать и врачу, если представится удобный случай остаться наедине с ним во время сбора анамнеза и осмотра. На мысль о сексуальном насилии наводят такие симптомы, как

1) жалобы на боль во влагалище, половом члене, прямой кишке, выделения из этих органов, в том числе кровянистые, их покраснение, кровоизлияния на них;

2) стойкая дизурия, энурез, запор или, наоборот, недержание кала;

3) иногда преждевременное половсе созревание девочек.

Определенные особенности поведения, хотя и могут объясняться сексуальным насилием, диагностического значения не имеют. К ним относятся проявление половой активности по отношении к сверстникам, животным и неодушевленным предметам, провоцирующее поведение, не соответствующие возрасту интерес к вопросам пола и познания в этой области. Также неспецифичны намерения и попытки самоубийства, страх перед определенными лицами и местами, кошмарные сновидения, расстройства сна, регрессивное или аутичное повеление, ПТСР ,низкая самооценка, депрессия, трудности в учебе, склонность к бродяжничеству, самоповреждения, тревожность, пиромания, раздвоение личности, фобии, травмы, проституция, наркоманил, расстройства пищевого поведения, дисменорея. Ребенок может скрыть причину жалоб или изменении собственного поведения из желания зашитить развратителя или страха перед ним. Иногда сокрытие связано с тем, что от развратителя зависят родители ребенка, и тогда родители скрывают факт насилия.

При подозрении на сексуальное насилие важно, соблюдая чуткость и деликатность, тщательно собрать анамнез. При физикальном и лабораторном исследованиях отклонения обнаруживаются менее чем в 15% случаев сексуального насилия и развратных действий. Эта цифра колеблется в зависимости от вида насилия, возраста жертвы и преступника, промежутка времени с момента преступления. Желательно провести судебную экспертизу с видеозаписью, когда два опытных интервьюера задают открытые, ненаводятцис вопросы в присутствии представителя правопорядка и работников социальных служб, которые находятся за зеркалом с односторонним отражением, т.е. ребенок не видит их. Такой прием позволяет избежать повторных расспрссов, наносящих дополнительную травму ребенку. Если после первой беседы ребенок почувствовал доверие к взрослым и страх и чувство вины у него уменьшились, он становится более откровенным. Беседуя с ребенком, необходимо учитывать уровень его развития. Начинают беседу с обсуждения общих вопросов строения человеческого тела и названия отдельных его частей, в том числе половых органов. Затем стремятся получить подробную информацию о каждом инциденте. Информативность беседы зависит от уровня развития ребенка и опытности интервьюера. Использование анатомических иллюстраций помогает уточнить, что имеет в виду ребенок, называя части тела, и понять подробности преступления. В беседе с ребенком младшего возраста можно использовать куклу, анатомически соответствующую человеческому телу. Бели первым с ребенком беседовал социальный работник или представитель правовых органов, врач должен просмотреть полученные сведения и решить, надо ли повторять беседу до физикального обследования. Вопросы, касасающиеся перенесенного насилия и травмы, он может задать и в ходе исследования. Знакомство с ребенком при участии врача в беседе судебной экспертизы или более раннее знакомство при обследовании ребенка во время болезни, либо при профилактическом осмотре помогает наладить контакт с ребенком и сделать исследование максимально нетравмирующим для него.

Смотрите также:

  • СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ