Службы ухода за детьми дошкольного и младшего школьного возраста


Глубокие социальные и демографические изменения в обществе привели к тому, что за все большим числом детей часть времени ухаживают не родители. В США в настоящее время работают вне дома 2/3 женщин, имеющих детей моложе 6 лет, в том числе более 50% матерей, имеющих детей до 3 лет. Вследствие роста числа разводов и рождаемости вне брака приблизительно каждый четвертый ребенок проживае только с матерью. Решение женщины идти работать диктуеся как материальной потребностью, так и личным выбором, но в любом случае изменения структуры семьи и экономичесгой ситуации в обществе требуют доступной для работающих родителей службы ухода за детьми.

Уход за детьми может осуществляться как посторонними по отношению к семье лицами индивидуально, так и специальными учреждениями - на дому нянями или в центрах дневного пребывания для детей грудного, ясельного и дошкольного возраста. В середине 1990-х годов в США тот или иной подобный уход получало 6 млн детей грудного и ясельного возраста. Обычно родители нанимают приходящую няню или отправлют ребенка на определенную часть времени в ухаживающую семью либо в центр дневного пребывания. Организация ухода необходима для детей любого возраста, если оба родителя работают. Индивидуальным уходом в семье обеспечено лишь 5% детей работающих родителей. Его осуществляют родственники или посторонние семье лица - няни, приходящие по вызову или регулярно, домашние работницы. Приблизительно 20% детей дошкольного возраста получают уход в регулярно или нерегулярно функционирующих семейных группах. Обычно такая группа включает не более 6 детей и располагается на дому у ухаживающего лица. Почти 50% работающих по найму матерей 3-4- летних детей считают наиболее приемлемым посещение ребенком центров дневного пребывания. Среди таких центров есть как коммерческие, так и некоммерческие - независимые или финансируемые государством, общественными или религиозными организацклми, органами местного самоуправления или работодателями. В большинстве случаев они лицензированы, хотя стандарты для них в разных штатах не совпадают. Каждый тип ухода имеет свои преимущества и недостатки в отношении стоимости, знания условий, в которых осуществляется уход и лица, его осуществляющего, удобства, доступности, надежности, гибкости графика работы. Исходя из перспективы развития ребенка, наиболее приемлем переход от индивидуального ухода на дому к малой семейной группе, а затем в центр дневного пребывания. Однако пока большинство родителей учитывают при выборе лишь затраты, расстояние от дома и безопасность.

Влияние ухода на развитие ребенка зависит от ряда взаимосвязанных факторов, в том числе опыта и качеств воспитателей и особенностей ребенка и его семьи. Хотя в условиях детского учреждения или под надзором приходящей няни ребенок проводит значительную часть дня, определяющими в его развитии и социальной адаптации являются влияние родителей и обстановка в семье. Развитие ребенка зависит от опыта воспитателей и их взаимоотношений с ребенком. Неродительский уход может как защитить ребенка от вредного влияния депрессии у матери и бедности семьи, так и усугубить его, если воспитатели равнодушны и нечутки.

Более качественный уход может оказать благотворное влияние на социализацию и когнитивное развитие ребенка особенно живущего в неблагоприятных условиях. Получавшие такой уход дети при поступлении в школу лучше выполняют тесты оценки интеллекта, быстрее усваивают учебную программу, выше оцениваются учителями. В то же время неквалифицированный уход способен оказать противоположное действие. Вопреки распространенному мнению, от вредного влияния плохого ухода не защищены и дети из семей среднего класса. Дети, проводящие много времени вне заботы матери, более агрессивны, склонны к самоутверждающему и дерзкому поведению.

Доброкачественный уход подразумевает малочисленность детской группы, небольшое число детей на каждого воспитателя и высокую квалификацию последнего. Важное значение имеет заботливое отношение к детям, готовность помочь им, постоянство и сплоченность воспитательского коллектива, создание в учреждении обстановки, благоприятной для овладения новыми знаниями и навыками в играх, чистота в помещении, которое должно быть достаточно просторным для игр и отдыха и отвечать гигиеническим требованиям. К сожалению, в США далеко не всем детям доступно высококачественное общественное воспитание. Обследование детских центров в четырех штатах показало, что критериям высокого качества ухода отвечает то тько 14% из них. В остальных качество ухода было средним или плохим, нередко опасным для здоровья и безопасности детей младшего возраста. Приблизительно те же результаты дало исследование семейных групп. Критериям высокого качества ухода отвечало только 12% регулярно работающих групп и 3% принимающих детей нерегулярно. Однако уход, осуществляемый родственниками в их собственном доме, отвечал этим критериям лишь в 1% случаев.

Отсутствиe общенациональных стандартов ухода и их несовпадение в разных штатах способствует тому, что качество ухода за детьми по стране в целом неодинаково. Для получения лицензии детское учреждение должно лишь соответствовать минимальным медицинским и гигиеническим стандартам и требованиям безопасности. Для аккредитации же Национальной ассоциацией дошкольного воспитания (National Association for the Education of Young Ch'ldren - NAEYC) необходимо наличие развивающей программы, соответствующей требованиям педагогики. Медико-санитарные стандарты и стандарты безопасности опубликованы Американской академией педиатрии, критерии оценки воспитательных программ - NAEYC. В то же время, как показало исследование, ни в одном штате США нет полноценных критериев оценки детских учреждений. В большинстве случаев эти критерии соответствуют невысокому или откровенно низкому уровню. Для улучшения качества общественного воспитания необходимо установить федеральные стандарты, определяющие число детей на одного воспитателя, размер группы и уровень подготовки персоналa, а также повысить оплату труда воспитателей детских учреждений. Объектами критики стали также учреждения для более длительного пребывания детей в случае отъезда родителей, налоговые кредиты детским учреждениям, график их работы, уход за детьми нанимаемыми нянями на дому работодателя.

Педиатрам отводится тажная роль в повышении качества ухода за детьми. Они могут дать родителям информацию о преимуществах и недостатках того или иного типа ухода и его возможного влияния на здоровье и развитие ребенка в каждом отдельном случае, помочь им подробней узнать о детских учреждениях их города и выбрать тип ухода в соответствии с состоянием здоровья ребенка. Кроме того, педиатры должны выступать за введение общнациональных стандартов ухода, платных чреждений для временного пребывание грудных детей, повышения оплаты труда и качества подготовки ухаживающего персонала.

Смотрите также:

  • Оставление без ухода и надзора детей: краткое определение
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА