Собственные усилия детей групп риска и помощь им
К 20-30 годам многие дети из групп риска достигают определенных успехов. По данным исследования матерей-подростков Фурстенберга (Furstenberg) и исследования Вернера (Werner) детей из бедных семей, в основном недоношенных, они перестали воспринимать себя как не способных к нормальной жизни, вступили в устойчивый брак, имели работу. Окружающие относились к ним как к ответственным гражданам.
Благоприятному отдаленному исходу способствует ряд врожденных особенностей, например приемлемый характер. Еще более важно отсутствие дополнительных социальных трудностей. Например, родившийся недоношенным мальчик с импульсивным поведением, с трудом овладевший чтением, из распавшейся семьи, где он подвергался насилию, выросший в бедности, часто менявший место жительства имеет гораздо меньше возможностей социальной адаптации, чем мальчик, столкнувшийся лишь с одной из этих проблем. Возможно, еще более важно усилить адаптивные возможности ребенка, чему помогает эффективная служба здравоохранения и другие общественные службы. Важна и постоянная социальная поддержка родных, посторонних взрослых людей, в том числе медицинских работников, и сверстников. Еедущую роль в защите от факторов риска играет повышение самооценки ребенка и помощь его собственным усилиям в любой области жизни.
Медицинские работники должны быть готовы к длительным усилиям и воспринимать как успех даже небольшое улучшение. Предсказать последствие воздействия факторов риска на 100% невозможно. Как родители, так и медицинские работники должны надеяться на лучшее. Однако уверенность в том, что жизнь ребенка даже без помощи ему сложится к 30 годам нормально, не основание, чтобы пренебрегать возможностями медицинских и социальных служб и отказываться от них в раннем его возрасте. Для благоприятного исхода надо определять стратегию помощи индивидуально.
Программы работы с детьми групп риска имеют много общего. Во-первых, необходимо участие специалистов разного профиля, так как один человек не в состоянии обеспечить многостороннюю помощь, которая требуется большинству детей. В то же время для всех успешных программ характерно наличие работников, лично поддерживающих контакт с ребенком и его семьей. Объем большинства успешных программ невелик, или они представляют собой подразделения обширных программ. Они не обременены канцелярской работой, интенсивны, всесторонни, гибки, направляют свои усилия не только на ребенка, но и на семью, школу, городскую общину, целый социальный слой. Кроме того, чем моложе дети, которым адресуется программа, чем раньше они в нее вовлекаются и дольше находятся в ее сфере, тем больше шансов на успех.
Смотрите также: