Средний детский возраст: социальное и эмоциональное развитие ребенка


Социальное и эмоциональное развитие происходит в трех сферах общения ребенка: в школе, дома и на улице. Наибольшее влияние из этих сфер имеет дом. Доверительные отношения между родителями и ребенком продолжают обеспечивать ту психологическую основу, которая служит отправной точкой для дальнейшего развития ребенка. Важным этапом развития независимости ребенка является первый случай ночевки у друга или в лагере. Родители должны требовать успехов в школе и за ее пределами, отмечать достижения ребенка, но и обеспечивать безоговорочное признание его неудач. Ежедневные обязанности по дому предоставляют возможность оказывать значимую помощь семье, укреплять свою самооценку. Братья и сестры часто выступают в роли конкурентов или поддерживающих друг друга единомышленников и образцов для подражания. Взаимоотношения между братьями и сестрами оказывают длительное воздействие на развитие личности, создание собственной репутации, обучение принципам разрешения конфликтов, выбор интересов и даже будущей профессии.

Начало школы совпадает с дальнейшим разделением ребенка и семьи, повышением значимости роли учителя и сверстников. Помимо дружбы, которая может сохраняться на протяжении месяцев или лет, опыт приятельских или враждебных отношений способствуют социальному развитию. Популярность - основной показатель самооценки - можно завоевать посредством обладания каким-либо имуществом (хорошим, игрушками или одеждой) либо личной привлекательностью, достижениями, актуальными социальными навыками.

Подчинение нормам и правилам вознаграждается. Некоторые дети легко подчиняются и радуются успеху в обществе. Того же. кто принял индивидуальный стиль жизни или имеет видимые отличия, можно рассматривать как одиночку. Последний может с болью воспринимать свое отличие от других либо быть озадаченным отсутствием собственной популярности. Дети с недостатком социальных навыков зачастую предпринимают огромные усилия, чтобы добиться общественной признательности, и в большинстве случаев это приводит к очередной неудаче. Определения сверстников (смешной, глупый, плохой, страшный) могут существенно повлиять на самооценку. Общество сверстников откладывает глубокий след на личность ребенка, который проявляется в манерности, языковом акценте, каких-либо стремлениях, отношениях с законом. Родители могут оказать серьезное воздействие на ребенка опосредованно, например посредством изоляции ребенка от группы (переезд в новый район, начало занятий в секции).

На улице угрозы в виде мчащегося автотранспорта, хулиганов или незнакомцев сиособствуют развитию здравого смысла и находчивости. Взаимоотношение со сверстниками без пристального контроля взрослых тренирует навыки разрешения конфликтов, в том числе и половым путем. Наблюдение за старшими детьми и взрослыми, а также влияние рекламы и телевидения воспитывают материализм, сексуальность и насилие. Многие из этих факторов закрепляют в ребенке чувство беспомощности в большом мире. Компенсаторные фантазии о собственной силе обеспечивают популярность супергероев. Почитание героев, заимствование взрослой одежды и манер представляют собой некую "репетицию" ролей взрослого общества. Поддержание баланса между фантазией и способностью преодолевать peaльные жизненные трудности отражает нормальное эмоциональное развитие.

Роль родителей и педиатров. Первый контакт ребенка с пугающим внешним миром требует безусловной поддержки взрослых и предъявления реалистичных требовании. Дети, которые с трудом расстаются с родителями перед лицом новых потребностей школы и улицы, часто отражают нежелание самих родителей обеспечить растущую самостоятельность ребенка. Иные родители оказывают избыточное давление на детей по вопросам усвоения принципов поведения взрослых людей и достижения школьных либо спортивных успехов. У детей, которые изо всех сил стараются оправдать доверие родителей, могут развиться отклонения поведения или соматические симптомы - головная боль, боль в животе и т.д.

Многие дети встречаются с такими стрессовыми факторами, которые превышают обычные сложности разобщения с родителями в школе или на улице. Развод отрицательно сказывается примерно на 30% детей. Насилие между родителями или с их стороны, алкоголизм, наркомания или психические заболевания родителей могут повлиять на способность ребенка использовать дом в качестве надежной площадки для пополнения эмоциональной энергии. Во многих уличных районах угроза ограбления или насилия обусловливает крайнюю опасность нормального процесса развития независимости. Дети в среднем школьном возрасте могут примыкать к шайкам и бандам с целью самозащиты, а также из-за стремления к сплоченному сообществу. Частые расстройства адаптации среди детей школьного возраста объясняются влиянием также непреодолимых стрессовых факторов на развитие

Педиатры должны быть предупреждены об особенностях жизни ребенка в школе, дома и на улице; они должны рассудить, каким образом та или иная окружающая среда влияет на способность ребенка к адаптации и развитию. Использование мнемонического правила HEADSS (начальные буквы англ. слов дом, образование и трудоустройство, общение со сверстниками, наркотики, половая сфера и суицидные попытки) позволяет педиатру не забывать о возможных проблемах детей школьного возраста. Изначально это правило было разработано для беседы с подростками, однако с минимальными изменениями его можно использовать и для детей школьного возраста.

Смотрите также:

  • СРЕДНИЙ ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ (6-12 лет)