Средний детский возраст: физическое развитие ребенка


Средний прирост массы тела и роста за этот период составляет 3,0- 3,5 кг и 6 см соответственно ( рис. 11.1 и рис. 11.2 , табл. 12.1 ). Рост продолжается непрерывно, ежегодно наблюдается 3-6 скачков роста продолжительностью в среднем около 8 нед. каждый. Окружность головы на протяжении всего периода увеличивается лишь на 2-3 см, что отражает замедление темпов роста мозга ; процесс миелинизации завершается к 7 годам. Телосложение ребенка остается в среднем детском возрасте постоянным.

Рост средней и нижней части лица происходит постепенно. Молочные зубы начинают выпадать с прорезыванием первого моляра в возрасте около 6 лет. Скорость замены постоянных зубов составляет около 4 зубов/год. Гипертрофия лимфоидной ткани, которая в ряде случаев приводит к чрезмерному увеличению небных миндалин и аденоидов , может потребовать хирургического дечения.

Отмечается прогрессивное увеличение мышечной силы, координации и выносливости, что позволяет детям выполнять сложные движения - танцевать, играть в баскетбол или на пианино. Двигательные навыки высокого порядка ягляются результатом как развития, так и тренировки, успех определяется вариабельностью врожденных навыков, интересов и физических возможностей. Эпидемиологические исследования показали снижение общего уровня физического развития детей за последние 15-20 лет. Малоподвижный образ жизни в этом возрасте предрасполагает к повышенному риску ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний .

Развития наружных половых органов не происходит, однако интерес к противоположному полу и половое поведение сохраняются и усиливаются до начала полового развития. Мастурбация отмечается часто, но не у всех детей. В некоторых культурах половые отношения начинаются до достижения детьми периода полового развития.

Роль родителей и педиатров. "Нормальность" включает широкий диапазон понятий, связанных с размером, формой и способностью ребенка школьного возраста. Почти столь же важно отношение ребенка к своим физическим данным, которое может варьировать от гордости до стыда или явного равнодушия. Беспокойство по поводу собственной "дефектности" приводит к тому, что ребенок сторонится ситуаций, где могут проявиться его физические особенности, например занятий по физкультуре или осмотра у врача. Дети с реальными физическими недостатками могут испытывать особый стресс. У детей может сочетаться медицинский, социальный и психологический риск, многофакторные проблемы являются скорее правилом, чем исключением среди детей с риском поздних осложнений. Плановое физикальное обследование предоставляет возможность узнать беспокойство и развеять страхи детей.

Например, девочки часто беспокоятся по поводу излишней массы тела и могут прибегать к опасным диетам, чтобы соответствовать какому-либо идеалу. Недостаточный рост, особенно у мальчиков, может приводить к снижению успехов в школе и повышать риск расстройств поведения (хотя социальный класс ребенка остается главной причиной этих расстройств). Доступность рекомбинантных препаратов гормона роста сделала возможным их применение у низкорослых детей даже с отсутствием подтвержденного дефицита этого гормона. Решение о начале такого лечения необходимо принимать с учетом стоимости этих препаратов, сопутствуюших неудобств для ребенка и родителей, а также значимости низкорослости для конкретного ребенка.

Внешний вид ребенка может вызывать определенную реакцию родителей, провоцируя их на неоправданное снижение самооценки ребенком либо развитить у него тщеславие. Педиатры могут помочь родителям оценить истинный риск для здоровья ребенка и индивидуальные варианты нормы. При сборе анамнеза во время планового визита ребенка необходимо узнать о регулярных физических нагрузках. Участие в игровых видах спорта позволяет развить сноровку, командный дух и физическую выносливость, однако избыточное принуждение ребенка может повлечь отрицательные последствия Дети препубертатного возраста не должны участвовать в спортивных соревнованиях с высокой физической и эмоциональной нагрузкой (например, поднятие тяжестей или американский футбол), поскольку недостаточное развитие опорно-двигательного аппарата предрасполагает к травмам.

Смотрите также:

  • СРЕДНИЙ ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ (6-12 лет)