Пластичность соматосенсорных связей у человека


Введение таких сложных методик исследования нервной системы, как ФМР (функциональный магнитный резонанс) и МЭГ (магнитоэнцефалография) позволило проводить аналогичные исследования и на людях. МЭГ показала, что соматосенсорное представительство пальцев левой руки значительно увеличено у исполнителей на струнных инструментах (скрипачей, альтистов, виолончелистов и контрабасистов) по сравнению с представительством пальцев правой руки или с представительством пальцев левой руки оркестрантов, не входящих в струнную группу. Другое интересно исследование выполнено на слепых пациентах, обучающихся азбуке Брайля. Использование ФМР и регистрация ВСП (вызванных соматосенсорных потенциалов) с помощью ЭЭГ (электроэнцефалографии) показало, что участки соматосенсорной коры, в которых представлены пальцы, участвующие в чтении брайлевских текстов, увеличиваются. Складывается впечатление, что сначала "демаскируются" предсуществующие нейрональные связи, которые впоследствии делаются постоянными в результате структурных изменений. У ослепших в раннем возрасте затылочная кора также вовлекается в процесс чтения брайлевского текста. Это особенно интересно, поскольку известно ( гл. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ПУТИ ), что затылочная кора в норме связана со зрением. ФМР и ВСП показывают, что у таких лиц устанавливаются (или укрепляются) кортико-кортикальные связи между соматосенсорно-моторной корой, в норме обрабатывающей тактильную и двигательную информацию от участвующих в брайлевском чтении пальцев, с первичной и вторичной зрительной корой. Эти связи кажутся важными для точности чтения. В гл. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ПУТИ мы увидим, что и первичная зрительная кора (по крайней мере в чувствительный период) адаптируется к сенсорным (в данном случае - зрительным) афферентам. Карты в зрительной коре, конечно, не фиксированы и, как и остальные части организма, реагируют на упражнение или неупражнение органа.

Смотрите также:

  • Исследование пластичности соматосенсорных связей на вибриссах (усах) мышей
  • СОМАТОСЕНСОРНАЯ КОРА: ПЛАСТИЧНОСТЬ