Человек рождается подготовленным к восприятию речи


Категориальное восприятие звуков речи для детей является врожденным. Детям в возрасте одного месяца предъявлялись синтезированные речевые и неречевые звуки. Внимание детей отслеживалось с помощью наблюдения за их сосательным поведением. Когда через динамик предъявлялись категориальные переходы речевых звуков, тип сосательного поведения менялся, когда же предъявлялись схожие переходы неречевых звуков, таких поведенческих реакций не обнаруживалось. Показано, что еще несколько черт системы распознавания речи, характерной для взрослых, присутствует у очень маленьких детей. В настоящее время практически нет сомнений в том, что человек рождается "подготовленным" к речи. Слуховая система не представляет собой в этом отношении tabula rasa (чистый лист), в которой распознавание речи развивается исключительно вследствие широкого речевого общения после рождения. И в этом отношении, как мы увидим ниже, слуховая система схожа со зрительной. Интересно отметить, что люди в такой "подготовленности" не одиноки. Конечно, ни одно животное не "разговаривает" в том смысле, как это делает человек, однако многие млекопитающие и птицы используют голосовую коммуникацию. Множество видов уже исследовано на предмет категориального восприятия видоспецифических звуков, в том числе мыши, макаки и мармозетки, и во всех случаях получены надежные свидетельства категориального различения. У японского макака (M.fuscata) анализ идет еще дальше. Эти макаки издают 80 -90 различных звукосочетаний. Один из них может отличаться от другого по тому критерию, раньше или позже возникает в них ЧМ-элемент. С помощью оперантной методики выработки рефлексов было показано, что макаки способны различать эти элементы. С другой стороны, макакам других видов, в частности свинохвостых макаков, для их различения нужна длительная тренировка. Если же всем этим обезьянам ставится задача различить звуки на основе иных параметров, то японские макаки оказываются последними. Т.о. японские макаки вероятно развили специфический диалект, недоступный для других макаков. Конечно, это походит на человеческий язык. Врожденная биологическая подготовленность затем наполняется лингвистическим окружением, в котором оказывается ребенок. И снова мы должны отметить сходство со зрительной системой. Бесчисленные эксперименты показали, что неврология зрительных структур принимается за основу, предоставляя формирование более тонких деталей опыту. Что касается речи, то показано, что это формирование начинается до рождения. Голос матери передается в матку благодаря тканевой проводимости. После рождения ребенок делает сосательные движения, чтобы услышать запись голоса матери (но не посторонней женщины) или песенку, которую слышал в пренатальном периоде. По мере перехода от младенчества к детству и дальнейшего взросления фонетические особенности и различия, которые человек способен обнаруживать, сводятся к тем, которые свойственны родному языку. Например, Веркер и Тис ( Werker & Tees ) показали на примере английского языка и языка хинди, что различение определенных признаков в английском языке утрачивается у говорящих на хинди и наоборот уже к годовалому возрасту.

Смотрите также:

  • СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  • СЛУХОВАЯ КОРА ЧЕЛОВЕКА И РЕЧЬ